Организованные группы радикалов ответят по всей строгости закона

Фактор порядка

За Беларусью в последние десятилетия закрепился имидж страны, где на улицах — порядок и спокойствие. По Минску можно было без проблем гулять и вечером, и ночью, а днем столица радовала приветливостью и комфортом. Похоже, воспринимая это как данность, некоторые забыли, что так было не всегда. Неужели кому-то хочется вернуться в беспредельные девяностые, когда общество и экономика были парализованы преступными «бригадами» и коррупционерами?

Фото Рейтер

Знак опасности

Сегодня мы уже далеки от переходного лихолетья, но банды пытаются вернуться. Если до прошедших выходных еще кто-то, может быть, и верил в мирные митинги оппозиции, то сегодня этому мифу пришел конец. Кое-кто хочет отнюдь не конструктивных перемен, а драк и крови. Некоторые уже открыто и нагло выходят на улицы творить бесчинства. Такие выходки стали продуманными и радикальными: летящие камни, баррикады и горящие покрышки. Но кто найдет здесь что-то общее с гражданскими протестами? На кадрах видеозаписей ясно видно, как милицию пытаются слепить лазерными указками, бьют палками и забрасывают бутылками. На территорию Советского РУВД Минска и в здание прокуратуры в Барановичах неизвестные бросили «коктейли Молотова», на дорогах выставляются живые щиты, а водителей, выступающих против этого, избивают, поджигаются автомобили и жилье сотрудников правоохранительных органов… И это далеко не полный список. Говорите, мирные демонстрации?

Похоже, «борцам» за перемены не нужен никакой диалог, их не устраивает любое альтернативное мнение. Численность «протестующих» упала до предела: на улицу сейчас уже выходят в большей степени экстремисты-боевики и немногочисленная часть любопытствующих зевак. Первые — самые настоящие организованные преступные группировки, по сути банды. Почему они появились у нас? Тут стоит вернуться на пять лет назад и вспомнить украинские события. Очень интересно в связи с этим то, что писали анархические группировки, собираясь на киевские «сражения»: «Целью участия может быть получение опыта противостояния с полицией, радикализации протестов, пропаганды самоорганизации и автономности протестов от лидеров оппозиции, ослабления существующей власти. Стратегические причины участия в евромайдане принесут свои дивиденды через 4—5 лет». Так и произошло. Все продвигается по злодейскому плану, и всю эту нечисть мы сегодня наблюдаем на наших улицах. Временами она довольно хитро прячется за женскими плечами, но всегда готова вступить в бой. Подобные «бригады» выполняют ударную роль в якобы мирных протестах и задействуются в нужный момент: все видели кадры, на которых боевики бросаются на водометы, кидают камни и заточки в ОМОН и т.д. Им отводится одна из главных задач — провокационные действия.
Кое-кто хочет отнюдь не конструктивных перемен, а драк и крови. Некоторые уже открыто и нагло выходят на улицы творить бесчинства. Такие выходки стали продуманными и радикальными: летящие камни, баррикады и горящие покрышки. Но кто найдет здесь что-то общее с гражданскими протестами?

На улицах должно быть спокойно

Кроме ультралевых анархистов, существуют еще и ультраправые экстремисты, участвовавшие в различных операциях. Сейчас они практически открыто агитируют за переход к тактике террора. За месяц до президентских выборов анархисты в своих чатах выкладывали инструкцию, в которой подробно говорилось о перекрытии дорог, организации беспорядков в спальных микрорайонах, подготовке горючих смесей и т.д. Кто-то очень хотел сформировать у определенной части населения готовность к активному противодействию власти и милиции. Более того, шла и идет активная вербовка боевиков из числа уголовников. Расчет прост: маргиналы с довольно низким уровнем правовой культуры за небольшое вознаграждение сделают все, что потребуется. Многие из этих наемников были заметны как на протестах 9—11 августа, так и в ходе недавних выступлений. Кадры видеохроники свидетельствуют, как циничные и наглые подонки, для которых чужая жизнь ничего не значит, не дают проехать машине скорой помощи и водитель, отчаявшись, выезжает на встречную полосу…

Для правоохранителей это, по сути, вызов. И вызов серьезный. Думаю, стоит очень внимательно проанализировать обращение заместителя министра внутренних дел Геннадия Казакевича к тем, кто никак не может успокоиться. Радикальный и экстремистский характер беспорядков значительно снижает выбор средств для эффективной и законной борьбы с ними. У милиции на подобные выпады теперь ответ один: сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск не уйдут с улиц и в случае необходимости, как сказал Геннадий Казакевич, будут применять спецсредства и боевое оружие. Смысл и интонация замминистра подсказывают: расслабьтесь, господа, попытка проверить, умеет ли власть защищать народные достижения, может обойтись для кого-то очень дорого.

ДОСЛОВНО

Геннадий Казакевич, первый заместитель министра внутренних дел — начальник криминальной милиции:

— МВД обеспечивает общественный порядок и общественную безопасность в стране. Мы отмечаем постепенное затухание протестного движения как по территориям, так и по массовости. Однако протесты, сместившиеся преимущественно в Минск, стали организованными и крайне радикальными. Свидетельство тому — акции в столице в минувшее воскресенье. Еще днем и вечером это были летящие камни, бутылки, ножи и заточки, а уже к ночи — баррикады и горящие покрышки. Ничего общего с гражданским протестом это не имеет. Мы столкнулись не просто с агрессией, а с группами боевиков, радикалов, анархистов, футбольных фанатов, попытками повторить события начала августа. От имени МВД заявляю: мы не уйдем с улиц и обеспечим порядок в стране. Сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск в случае необходимости будут применять спецсредства и боевое оружие.

Игорь Гедич, член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию:

— В настоящий момент в Беларуси нет революционной ситуации, мы все это прекрасно понимаем. Это просто попытка, на мой взгляд, раскачать общество, разделить его на долгие годы. Поэтому нужно принимать определенные меры, чтобы не допустить раскола, что очень важно. Те события, которые сейчас происходят в Кыргызстане, в Нагорном Карабахе, как мы видим, не делают народ счастливее, они превращают народ и государство в легкую добычу для определенных политических сил, которые вокруг нас существуют. Есть внешние игроки, которые пытаются всячески повлиять на внутреннюю ситуацию в стране. Договоренности о невмешательстве во внутренние дела государства декларируются на бумаге, а на деле они не исполняются. Это, к сожалению, тенденция современного политического мира.

shamko@sb.by

КАК ОНИ ЗА РУБЕЖОМ РАЗГОНЯЮТСЯ

Мировая экономика очень серьезно ослаблена. Нарушены логистические цепочки, которые выстраивались годами, страны все больше закрываются, сужая тем самым традиционные рынки. Пандемия приводит к падению доходов людей, потере рабочих мест. Все эти мировые факторы порождают довольно токсичную социальную среду: усиливается напряжение в обществе. Комбинация неудовлетворенности жизнью с психологической депрессией (длительное пребывание дома на карантине и т.д.) приводит к уличным беспорядкам в мире.

Как свидетельствуют эксперты, только за семь месяцев текущего года было зафиксировано около сорока крупных протестов, которые имели политические и экономические последствия: отставки и перестановки в правительствах, перевыборы, кризисные явления и т.д. Речь идет о последних событиях в Англии, Таиланде, Египте, Бразилии, Колумбии, Никарагуа, Иране, Сирии, Судане, США и других странах.

Новым явлением стали выступления антиковидного характера. Кстати, США опять «штормит». Полиция Вауватосы (штат Висконсин) жестко разогнала участников несанкционированной акции. Стражи порядка объявили по громкой связи, что собрание является незаконным. Поскольку их призывы не возымели действия, против митингующих был применен слезоточивый газ. Информагентства сообщают, что во время предыдущих протестов, которые продолжаются с июня, сотрудники полиции и Национальной гвардии как минимум трижды применяли газ. Также известно, что во время демонстраций несколько предприятий Вауватосы были разграблены. И это речь про богатые Соединенные штаты.

Что характерно, американцы выходят на улицы, чтобы выразить негодование, например, из-за гибели афроамериканца при задержании полицией, но протесты по итогу зачастую превращаются в мародерство и погромы. Чтобы противостоять бандитизму, власти вынуждены применять резиновые пули, силы Национальной гвардии и даже боевые вертолеты — все по закону. Президент Трамп рассматривает возможность задействовать армию: похоже, если беспорядки будут приобретать более масштабный характер, другого пути нет. Особенно при выходе президентской избирательной кампании на финишную прямую.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter