Политические «гонки вакцин», варианты массового вакцинирования населения от COVID‑19, доступность препаратов для каждого: что еще обсудили на совещании у Президента

Фактор национальной безопасности

Пожалуй, никакая другая тема в этом столетии не завладевала умами людей настолько, как COVID‑19. Он решительно и бесповоротно разделил мир на «до» и «после». Потрясены даже ведущие экономики планеты. Что будет дальше с этим вирусом, сейчас не скажет никто. Но для всех очевидно одно: без массовой вакцинации населения не обойтись, это следующий этап противостояния глобальной пандемии. А иметь в своем арсенале собственную вакцину — и вовсе вопрос национальной безопас­ности. Наша страна определила для себя три пути решения проблемы. Все детали и нюансы ­Александр ­Лукашенко обсудил накануне с учеными, медиками, фармпроизводителями на совещании во Дворце Независимости. Президент подчеркнул:

— Хочу, чтобы общество знало: страна будет обеспечена вакциной и каждый желающий сможет иметь к ней свободный доступ.

Гонка вакцин

Ученые тысячу раз подтвердят: именно вакцины и иммунобиологические препараты всегда были и остаются главным сдерживающим фактором распространения инфекционных заболеваний. Только, увы, даже в таком благом деле, как сохранение здоровья человечества, не обходится без «подводных камней» и меркантильных интересов. И Александр Лукашенко указывает на них без обиняков:
— В «гонку вакцин» сегодня активно включились почти все страны, идет разработка около 200 потенциальных препаратов. Ежедневно звучат заявления об успехах и тут же появляются информационные разоблачения. К сожалению, вопрос здоровья людей, миллионов жизней, судеб переходит в сугубо коммерческую плоскость.
Кроме того, добавил Глава государства, страны, обладающие необходимым научным и производственным потенциалом, в вопросе создания и изготовления вакцин в первую очередь учитывают свои потребности и политические приоритеты:

— При неблагоприятном развитии событий границы вмиг закрываются. А вывоз биотехнологической продукции, изделий медицинского назначения и специального оборудования блокируется. Мировое сообщество и международные организации пока не могут предложить действенных инструментов восстановления подлинной справедливости и человечности в этом вопросе. Масштабная вакцинация начинается лишь в некоторых странах.


В Беларуси массовая вакцинация от коронавирусной инфекции, кстати, стартует уже в январе. На первых порах — препаратами иностранного производства, нынче это самый быстрый путь. Их закупка, по словам министра здравоохранения Дмитрия Пиневича, сейчас ведется:

— До конца весны планируется привить 1,2 миллиона человек, а затем выйти на показатель в 5—5,5 миллиона вакцинированных в год. Больше, наверное, нет, потому что не стоит вопрос тотальной иммунизации. Вопрос здесь не в деньгах, а в целесообразности и противопоказаниях. У нас будет вакцина для массового применения и ряд препаратов (мы определим около 5—6) различных производителей, которые будут предоставлены как для бесплатного вакцинирования, так и платно по желанию населения.

Процесс будет налажен по аналогии с вакцинацией от гриппа. А в первоочередном порядке привьют медицинских работников, педагогов, работников предприятий торговли и транспорта.

Белорусский ответ коронавирусу

Складывающаяся эпидемио-логическая обстановка в мире поставила под сомнение расхожий экономический постулат, который гласит, что организация разработки и производства вакцин нерентабельна в странах с населением менее 30 миллионов человек. Однако система здравоохранения в целом и вакцинация в частности нынче стала элементом экономики и политики. Впрочем, Александр Лукашенко настаивает, что собственными белорусскими вакцинами заниматься будем:

— Есть ученые, есть наработки, есть школа... На что выйдем, я вас хочу послушать, чтобы зря не тратить деньги.

Хотя, по словам Президента, производство иммунобиологических препаратов такого уровня — это абсолютно новая для нашей страны задача, ведь собственных разработок у нас нет. Вместе с тем у структур Минздрава и Национальной академии наук имеется определенный потенциал. Для того чтобы выбрать наиболее характерный штамм вируса для производства вакцины, изучено генетическое разнообразие его вариантов. Отрабатываются три возможные технологии получения прототипа вакцины. Изучается динамика состояния иммунитета у пациентов после перенесенной пневмонии, вызванной COVID-19, и аспекты сохранения иммунного ответа организма, рассказал Глава государства:
— Это поможет выбрать основную мишень для создания отечественной вакцины. Параллельно отрабатывается технологический процесс и идет поиск поставщиков для закупки необходимого оборудования.
Разработка и производство собственной вакцины, конечно, удовольствие не из дешевых. Впрочем, дело здесь не только и не столько в финансовых затратах. Дмитрий Пиневич, например, на соответствующий вопрос журналистов поначалу спросит прямо: как мы посчитаем цену человеческой жизни? А затем добавит:

— Создание вакцинного производства (то, чего у нас не было) является стратегическим направлением. Появление отечественной вакцины от коронавируса повлечет за собой появление мощностей и технологий, благодаря которым мы сможем выпускать препараты для массовой вакцинации не только от COVID-19.


Директор республиканского унитарного производственного предприятия «Белмедпрепараты» Сергей Беляев обозначит еще один немаловажный момент:
— В доковидном мире мы никогда не думали, что границы могут закрыться и может сложиться такая ситуация, что какое-то лекарственное средство, которое мы не делаем у себя в стране, к нам не приедет из-за границы. Но коронавирус показал, что все в этом мире возможно. Пришло время переосмыслить какие-то вопросы по лекарственному обеспечению.
Понятно, что само производство вакцины — длительный процесс. Владимир Гусаков, председатель президиума Национальной Академии наук, назовет лишь приблизительные сроки: лишь прототип может появиться к концу 2021-го — середине 2022-го. Дальше пройдут доклинические и клинические испытания. Работы пока проводятся на имеющемся оборудовании НАН, но в последующем планируется создание специализированной лаборатории. Ожидается и утверждение комплексной программы по разработке отечественной вакцины от коронавирусной инфекции. Кстати, любопытный факт. По данным ВОЗ, в середине ноября клинические испытания состоялись в общей сложности 47 вакцин-кандидатов. Десять из них дошли до третьей фазы. Однако Сергей Беляев полон оптимизма:

— Лично у меня есть уверенность, что мы сможем разработать вакцину, которая будет не хуже существующих зарубежных аналогов по эффективности и безопасности.


По-боевому настроен и ректор Гомельского государственного медицинского университета Игорь Стома:

— Производство вакцин — это настоящая элита фармацевтической промышленности. Оно очень сильно отличается по уровню подготовки, сложности, технологической цепи от выпуска классических лекарственных средств. Сегодня мы видим, что страны борются не только за рынки, но и за возможности масштабировать производство вакцин. Мы понимаем, насколько повышен спрос к вакцине против COVID-19. Поэтому Беларусь тоже должна быть в списке стран, которые в состоянии разрабатывать вакцину.

Сотрудничество во имя здоровья

Еще один подход, который обсудили на совещании, — локализация производства зарубежных разработок. Президент поинтересовался, каковы уже изученные и проработанные обстоятельства, сроки, объемы, источники финансирования и перспективные возможности, а также на каком этапе совместный проект холдинга «Белфармпром» и российского Национального исследовательского центра имени Гамалеи. Генеральный директор республиканского унитарного предприятия «Управляющая компания холдинга «Белфармпром» Сергей Казакевич позже расскажет журналистам: этот проект нынче находится в достаточно серьезной степени проработки. Для выпуска вакцины (по его словам, скорее всего, это будет российская «Спутник V») задействуют две площадки «Белмедпрепаратов» в Минске и мощности витебского предприятия «БелВитунифарм». Работать они начнут одна за одной. Первая — уже во втором квартале будущего года, следующая — по итогам третьего квартала, третья — к концу 2021-го.


— Производственные площадки при этом придется достаточно сильно дооснащать. Надо сказать, что фармацевтические предприятия страны до настоящего времени масштабного производства вакцины не имели. Это новое для нас направление, — акцентировал Сергей Казакевич.

От локального — к глобальному. Министр здравоохранения Дмитрий Пиневич пояснит: белорусская фармацевтическая промышленность давно успешно занимается трансфером технологий, созданием масштабного выпуска лекарств. Это является хорошей основой для налаживания по аналогичной схеме и производства вакцин.


СКАЗАНО!

Александр Лукашенко на совещании поделился и собственным мнением о наилучшей защите от коронавируса. Он считает, что наиболее безопасен сегодня человек, который уже им переболел:

— Думаю, это наибольшая гарантия того, что человек через короткий промежуток времени или при новой волне не заболеет... Жизнь человека — самое дорогое. Поэтому сегодня надо принимать решение, как обезопасить человека.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Директор Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси Андрей Гончаров:


— Разработкой отечественной вакцины будут заниматься ученые НАН и учреждений Министерства здравоохранения. От Академии наук я — руководитель рабочей группы.

Откровенно говоря, какая сейчас ситуация. Раньше вакцины закупали. Но в настоящее время такие изменения в мире, которые показывают, что нужно иметь возможность самим их разрабатывать, чтобы обезопасить себя. Кроме того, не забывайте: количество эпидемий увеличивается, постоянно случаются разные вспышки заболеваний. Никто не знает, что будет дальше. При этом промежутки между пандемиями сокращаются. Поэтому создание собственной школы, которая позволит в кратчайшее время разработать вакцину против новой инфекции, — это вопрос национальной безопасности страны.

К слову, у нас в Институте биофизики есть богатый опыт получения вакцин на основе дендридных клеток для лечения онкозаболеваний и хронических инфекций, в частности гепатита В, туберкулеза легких. Также большой опыт работы в иммунологии. Мы будем сотрудничать с ­РНПЦ эпидемиологии — у них собственные наработки. Вместе сделаем прототип в кратчайшие сроки.

Нужно отметить, что иммунитет к коронавирусной инфекции вырабатывается откровенно плохо. И мы не знаем, как она будет вести себя дальше. Может просто резко уйти из циркуляции. Вспомним ту же испанку столетие назад — были первая, вторая, третья волны, а потом вирус резко ушел. Такое может случиться и с COVID-19. Возможно, иммунитет будет недостаточно сильным или вирус станет мутировать. Предсказать это невозможно. Именно поэтому работу нужно продолжать… Главное — разработать технологию получения вакцины. Будет новый штамм — его можно будет использовать в производстве. Такую оптимизацию можно сделать за несколько недель.

Лукашенко: в «гонку вакцин» активно включились почти все страны

Пиневич: создание собственной вакцины – это элемент национальной безопасности

«Белфармпром» о локализации производства российской вакцины: рассматриваются три площадки

Ректор медуниверситета: производство вакцин - это элита фармацевтической промышленности

К концу весны вакцинацию от COVID-19 пройдут около 1,2 миллионов белорусов

Гусаков: предполагаем, что сможем выйти на прототип нашей белорусской вакцины к концу 2021-го года – середине 2022-го

Руководитель РУП «Белмедпрепараты»: у меня есть уверенность, что мы сможем разработать вакцину не хуже зарубежных аналогов

Пиневич: основная задача – провести массовую бесплатную вакцинацию
konoga@sb.by

deu@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА и РЕЙТЕР

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter