Какое будущее ждет белорусско-польские отношения

Фактор добрососедства

Чем удивляет Варшава партнеров по Евросоюзу и какое будущее ждет белорусско-польские отношения
Корреспондент “НГ” побывал в Польше и узнал, что дала соседней стране шоковая терапия, как обычные домохозяйки могут “спасти” экономику от кризиса и чем могут быть полезны друг другу наши государства.




Несмотря на пронизывающий сырой ветер с Балтики, прогулка по Гданьску оставляет немало приятных впечатлений. После футбольного чемпионата Европы 2012 года город преобразился, стал еще более привлекательным. До блеска вычищены набережные, дома утопают в зелени и цветах, по реке вальяжно плавают лебеди, многочисленные туристы фотографируются у старинных костелов. Естественно, развитие Гданьска стало одной из тем нашей беседы с мэром города Павлом Адамовичем.  

— Последние семь лет для города стали “золотыми”. Разумеется, не без финансовой помощи со стороны ЕС. Объем инвестиций на каждого жителя Гданьска составил примерно по семь тысяч евро. Благодаря этому мы полностью модернизировали водопроводно-канализационную систему, обновили автобусный парк, часть трамвайного, отреставрировали жилые районы и исторические памятники, построили Гданьский шекспировский театр.  

Специфика местного управления в Польше в том, что там муниципальные власти не занимаются хозяйственной деятельностью. Например, в Гданьске все коммунальные службы, уход за кладбищами, детскими домами и даже некоторыми школами находятся в руках частных компаний и общественных организаций. Они получают финансирование из городского бюджета и действуют от имени муниципалитета, говорит Павел Адамович: “Конечно, мы их контролируем, но в работу не вмешиваемся, а создаем условия для развития”.

Долгие десятилетия Польша была верным политическим и экономическим союзником СССР. Но в 1989 году страна отказалась от прежнего курса на строительство социализма в пользу либерального капитализма. Крен вправо оказался настолько резким, что, казалось, крушения польскому кораблю не избежать. Закрывались многие крупные предприятия, с каждым днем росла армия безработных, инфляция зашкаливала за 500 процентов, а будущее было туманным. Ставка на развитие частных предприятий и привлечение иностранного капитала позволили выровнять ситуацию. В 2004 году страна вступила в ЕС, многие члены которого не воспринимали всерьез новичка, считая его обузой. Но отношение к нему изменилось, когда грянул глобальный финансово-экономический кризис. Польша оказалась среди тех немногих, у кого на фоне кризиса ВВП не сократился, а продолжал расти. В результате впервые в истории страна вошла в шестерку крупнейших европейских экономик. Весьма любопытно сей  парадокс объяснил президент Польского агентства информации и иностранных инвестиций Славомир Майман:

— Если бы двадцать лет назад кто-нибудь сказал мне, что мы станем самым трудолюбивым народом в Европе, я послал бы этого человека к хорошему врачу. Сегодня по трудолюбию поляки уступают разве что корейцам. Наши предприниматели не испугались кризиса. Они спокойно переориентировали производство, поменяли направления экспорта. Домохозяйки меньше смотрели телевизор и читали журналов, чем их “коллеги” в Париже и Берлине. Может, из-за этого они не обращали внимания на мировую рецессию и больше покупали в магазинах, увеличивая внутренний спрос. В правительстве Дональда Туска не было экономистов, одни историки. Они не поддались панике, хладнокровно выдержали давление автомобильной промышленности и банков. Еще в 1991 году бывший премьер говорил, что нам предстоит догнать Испанию за 36 лет. Сейчас мы твердо уверены, что догоним Испанию за три года.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов финансирование со стороны Евросоюза. За предыдущие годы Варшава уже получила 87 миллиардов евро на развитие инфраструктуры и поощрение экспорта. С 2014 по 2020 год стране перечислят еще сто миллиардов евро. Огромный поток инвестиций направляется в автомобильную, авиационную и пищевую промышленность.

В этом году, например, полякам удалось выиграть самую крупную промышленную инвестицию в Европе за последние десять лет. Это новый завод “Фольксвагена” около Познани.

Сегодня экономика страны  находится в таком положении, что возможности роста продаж за счет конкурентных цен исчерпаны. Заместитель министра экономики Аркадиуш Бонк видит резервы в ускоренном внедрении инноваций в производство. Не случайно больше половины всех инвестиций в прошлом году направили в так называемый интеллектуальный бизнес. Яркая иллюстрация его возможностей — Гданьский научно-технологический парк. В частности, одна из компаний парка предложила высокотехнологичное устройство, позволяющее экономить до 40 процентов электроэнергии. Именно эту идею использовали для освещения автогоночной трассы “Формула-1” в Абу-Даби.

А в Промышленном институте автоматики и измерений нам презентовали уникального робота-сварщика и роботов для борьбы с терроризмом — “Инспектора” и “Скаута”, которые способны без участия человека просканировать любой подозрительный предмет, сумку или багаж на наличие в нем взрывчатых веществ. Кстати, пару таких машин сделали специально для правоохранительных органов нашей страны.

Польские власти позитивно реагируют на оживление политических и экономических отношений с нашей страной. Важную информацию мне удалось узнать в Министерстве иностранных дел в Варшаве от заместителя министра Катажины Кацперчик:  

— Польша поддерживает переговоры между Беларусью и ЕС об упрощении визового режима. Не исключено, что договор об этом может быть подписан уже в будущем году на саммите “Восточного партнерства” в Риге. Сейчас обсуждается возможность открытия в вашей стране новых центров выдачи виз, чтобы улучшить пропускную способность польских консульств. Кроме того, мы поддерживаем Минск в переговорах по вступлению в ВТО.

На 1—2 декабря в Варшаве запланирован польско-белорусский инвестфорум, где будут обсуждаться конкретные экономические проекты. Цель с обеих сторон обозначена четко: в ближайшее время довести товарооборот между нашими странами минимум до трех миллиардов долларов. Этому могут способствовать совместные предприятия в сфере энергетики, транспорта, IT-технологий, охраны окружающей среды. Наши бизнесмены заинтересовались возможностями Гданьского морского порта. Кстати, единственного на Балтике, который никогда не замерзает и способен принимать крупные океанические суда длиной до 400 метров. А министр сельского хозяйства Польши Марек Савицкий особые надежды связывает с общими проектами по переработке сельхозпродукции. Аргументы его таковы:

— Через два года Польша станет четвертым производителем сельхозпродукции в Евросоюзе. У вас тоже развито сельское хозяйство, но потенциал по переработке продукции использован не полностью. Вы могли бы покупать у нас сырье, перерабатывать у себя и продавать.

Перспективы у нашего сотрудничества большие. И не только потому, что мы соседи. Сегодня лишь десять процентов польского экспорта приходится на страны СНГ, в то время как на одну Германию — почти 40 процентов. Варшава делает все, чтобы уйти от этой зависимости и диверсифицировать экспортные риски. И восточные рынки выглядят достойной альтернативой, особенно с началом работы в будущем году Евразийского экономического пространства

konon@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter