Фактор брошенной перчатки

Остаток своей жизни киллер проведет за решеткой, но точка в «витебском деле» о заказных убийствах еще не поставлена
Остаток своей жизни киллер проведет за решеткой, но точка в «витебском деле» о заказных убийствах еще не поставлена

Как гласит теория одного из основоположников криминологии Чезаре Ломброзо, по лицу человека можно с определенной долей вероятности предсказать, плох он или хорош, добряк он и балагур или маньяк, склонный к жестокости и насилию... С легендарным итальянцем спорили многие, спорят до сих пор. А после знакомства с подробностями так называемого витебского дела о заказных убийствах так подмывает поспорить и меня...

Держу в руках фотографию, на которой среди зеленой травы запечатлен молодой мужчина. Левой рукой он прижимает к себе маленького сынишку. В правой — кролик: то ли игрушка, то ли живой зверек, не разберешь. У мужчины открытое светлое лицо, широкая улыбка. Я смотрю на снимок и с трудом пытаюсь осмыслить, что этого 27–летнего жителя Керчи апелляционный суд Автономной Республики Крым приговорил к пожизненному заключению. Верховный суд Украины оставил вердикт без изменений. А все потому, что в декабре 2003–го в Витебске именно этот улыбчивый малый вместе с сообщником расстрелял из пистолета финансового директора белорусско–российского холдинга «Энергосвязьинвест» Вадима Стрельцова. В том, что это было заказное убийство, не сомневались с самого начала. Да и киллер впоследствии признался, что отработал аванс — 10 тысяч долларов.

Отец

Если четко придерживаться хронологии, то выстрелы, имеющие отношение к этой истории, прозвучали в Витебске еще зимой 2002–го. Тогда в подъезде своего дома на улице Хмельницкого был убит отец Вадима Стрельцова, владелец витебской фирмы «Экспресс» и учредитель московского ООО «Энергосвязьинвест» Олег Зильберман. Не секрет, что 49–летний бизнесмен тесно контактировал с криминальными авторитетами города. Более того, когда–то он был личным кассиром Наума (Петра Науменко), вора в законе, который в середине 90–х скончался в местном СИЗО. Но дело вовсе не в этом. Белорусский филиал российского холдинга Зильбермана успешно вел дела в Ханты–Мансийском автономном округе Российской Федерации. Он неоднократно выигрывал крупные тендеры в мэрии города Белоярский, где его строители возводили жилые дома, центр культуры и досуга «Камертон», храм преподобного Серафима Саровского и множество других объектов. Одним словом, город рос буквально на глазах, денег на развитие его инфраструктуры не жалели, и через счета белорусского филиала московского ООО прокручивались приличные суммы.

Зимой 2002–го владелец «Энергосвязьинвеста» приехал в Витебск, чтобы поправить здоровье. 8 февраля около 10 часов утра он вышел из квартиры, чтобы отправиться на лечение. Рядом с домом его поджидал шофер Леонид Никифоренко. Однако в это время на лестничной клетке бизнесмена подкараулил и расстрелял киллер, переодетый в бомжа. Убедившись, что жертва не дышит, убийца хладнокровно зашел в соседний подъезд, снял с себя лохмотья, бросил пистолет–пулемет с глушителем, похожий на американский «Ингрем», и скрылся.

В Витебске, где возбудили уголовное дело по статье УК «Умышленное убийство», версию «местных криминальных разборок» отмели довольно быстро как несостоятельную. Когда же следователи ближе познакомились с профессиональной деятельностью убитого, то выяснили, что ему не раз угрожали сибирские «авторитеты». Белоярские бандиты, пытавшиеся заставить белорусского бизнесмена делиться, даже вывозили его в тайгу, чтобы припугнуть под дулом пистолета. Но Зильберман неизменно отвечал отказом.

Сын

После смерти Зильбермана строительный бизнес унаследовал его сын Вадим Стрельцов. Вечером 19 декабря 2003 года после деловых переговоров в Смоленске Вадим приехал в Витебск и отправился на автомобильную стоянку, находящуюся на улице «Правды», неподалеку от администрации Октябрьского района. Там он оставил свой черный «Мерседес» и вызвал такси, чтобы забрать из бассейна жену и ребенка. Когда такси подъехало к стоянке, между машиной и Стрельцовым возникли двое неизвестных. Они открыли огонь из пистолетов, выпустив в молодого человека в общей сложности 8 пуль. Одна из них застряла в книге «Сказки народов мира», которую Стрельцов привез в подарок сынишке. Чтобы замешкавшиеся на мгновение убийцы не успели «убрать» невольного свидетеля, перепуганный таксист, приехавший по вызову, что есть мочи ударил «по газам». Киллеры все же несколько раз выстрелили вслед быстро удаляющемуся авто, но лишь разбили заднее стекло. Как выяснилось позже, таксиста–то и свидетелем назвать можно было с большой натяжкой — разглядеть как следует лица нападавших он не успел.

Один из двух «стволов», газовый пистолет, переделанный под боевой, остался лежать на месте преступления. Но это была далеко не самая ценная улика. По дороге к съемной квартире, которая располагалась неподалеку, на Московском проспекте, один из наемных убийц обронил перчатку. И, надо же такому случиться, опытные эксперты–криминалисты подобрали ее и приобщили к делу. Пока так, на всякий случай. «Взаимосвязь между преступлениями 2002 и 2003 годов усматривалась, но веских причин для объединения уголовных дел в одно не было», — вспоминает старший следователь по важнейшим делам Витебской областной прокуратуры Александр Тавтын. Несмотря на отправленное в Россию международное поручение об оказании правовой помощи, расследование убийств продвигалось медленно. И кто знает, удалось бы вообще когда–нибудь распутать этот тугой узелок, если бы наконец не появилась спасительная ниточка.

Киллерский синдикат

В апреле 2004–го вооруженное нападение на белорусов было совершено уже в Белоярском. Директора филиала ООО «Энергосвязьинвест» Валентина Капустина ранили, а вот Леонид Никифоренко (помните шофера Зильбермана?) от полученных ран скончался в больнице. На этот раз убийцу удалось задержать. В Ханты–Мансийский автономный округ тут же выехали Александр Тавтын и заместитель начальника управления уголовного розыска УВД Витебского облисполкома Валерий Трофимов. И эта командировка за 3 тысячи километров от дома оказалась не напрасной! Российские оперативники рассказали, что Стрельцова убили Павел Бойко и Алексей Трикоз. Белорусы связались с украинскими правоохранительными органами и выяснили, что эти люди принадлежат к керчинской преступной группировке, за которой числится несколько десятков убийств! И еще. Помните перчатку, которую один из убийц потерял в Витебске? На ее поверхности эксперты обнаружили биологический материал, из которого выделили генотип человека, пригодный для сравнительных исследований. Теперь с помощью сотрудников прокуратуры Керчи не составляло труда взять пробы крови у родственников подозреваемых. Когда эксперты сопоставили данные образцов крови матери Трикоза, проживающей в Керчи, с материалом «из перчатки», у следователей появилось неопровержимое доказательство того, что в момент нападения на Стрельцова ее сын находился в Витебске!

Три в одном

Справедливости ради нужно отметить, что все эти любопытные нюансы всплыли гораздо позже. Чтобы ускорить расследование громких убийств, в апреле 2005–го распоряжением заместителя Генерального прокурора Виктора Пруса материалы передали в Минск. Следственную группу возглавил заместитель начальника отдела по расследованию особо важных дел Прокуратуры Беларуси Александр Козаченко. В его команду вошли заместитель начальника уголовного розыска МВД полковник Сергей Шарипо, а также Тавтын и Трофимов. А уже в сентябре офицеры отправились в Керчь, где за участие в вооруженном разбойном нападении задержали Трикоза. Киллер сразу же написал «явку с повинной» и согласился сотрудничать со следствием. Он безошибочно указал на утерянную перчатку, назвал адрес съемной квартиры, где они останавливались с Бойко. К тому же по фотоснимку его опознал еще один случайный свидетель в Витебске. Но самое главное заключалось в том, что Трикоз признался — заказ на убийство Стрельцова ему передал некий гражданин Украины (так как он сейчас объявлен в межгосударственный розыск, фамилию, понятное дело, назвать мы не можем). Причем этот самый «украинец» как–то хвастался, будто бы совершил убийство в Витебске в 2002 году! Теперь, когда в поле зрения белорусских правоохранительных органов попал убийца Зильбермана и организатор нападения на его сына, оба уголовных дела, а также материалы, касающиеся покушения на таксиста, наконец были объединены.

Бизнес «по понятиям»

Чуть позже при совершении очередного заказного убийства в Рубцовске, на Алтае, арестовали Бойко. И наконец самое интересное: установлено, что за всеми этими исполнителями и организаторами стоит один-единственный заказчик! В середине 90–х в Белоярском подручные этого человека в буквальном смысле слова терроризировали местных предпринимателей, заставляя платить дань. Доходило до того, что тех, кто отказывался расставаться с деньгами, дома расстреливали из гранатомета. Через какое–то время, правда, беспределу рэкетиров положили конец, арестовали рядовых участников группировки, изъяли много оружия, кого–то осудили, но главарь на некоторое время словно испарился. А после того как волна арестов схлынула, благодаря вмешательству влиятельных покровителей он и вовсе умудрился избежать уголовного преследования.

Итак, подведем итоги. Выполнив свою миссию, республиканская Прокуратура передала все материалы украинским и российским коллегам. Дело Трикоза, как известно, имело логическое завершение. Что же касается заказчика, которого обвиняют в подстрекательстве к убийствам, то, по словам белорусских правоохранителей, доказать его вину будет нелегко. По одной из версий, этот очень богатый деловой человек легализовал бизнес и живет сегодня в одном из крупнейших российских городов. По другой — находится в бегах. Пока, во всяком случае, уголовное дело, направленное в Россию, назад не возвращалось. А это значит, что рассматривать его не отказались.

Из досье

Благодаря голливудским кинофильмам пистолет–пулемет «Ингрем–10» является самым известным в ряду себе подобных. У большинства «Ингремов» имеется наружная резьба на стволе для установки глушителя, который обычно покрывается жаропрочным материалом и может быть использован в качестве передней рукоятки. Оружие изготавливалось несколькими оружейными фирмами, в числе которых была и «Военная оружейная корпорация» из штата Джорджия. Характеристики: вес без патронов — 2,84 килограмма, длина с откинутым прикладом — 54,8 сантиметра, прицельная дальность — 100 метров, емкость магазина — 16 или 32 патрона. Используется в Боливии, Колумбии, Гватемале, Гондурасе, Израиле, Португалии, Великобритании, США, Венесуэле.

Справка «СБ»

Город Белоярский. Население — около 20 тысяч человек. Расположен на реке Казым (приток Оби) в 370 километрах к северо–востоку от Ханты–Мансийска. Основан в 1969 году в связи с освоением месторождений природного газа на севере Тюменской области и строительством компрессорной станции газопровода Надым — Пунга. База дальнейшего освоения полуострова Ямал. В районе развито оленеводство, звероводство, работают рыболовецкие хозяйства. Обнаружены признаки нефти.

Компетентный комментарий

Валерий ТРОФИМОВ, заместитель начальника управления уголовного розыска УВД Витебского облисполкома:

— Хочу поблагодарить коллег из Ханты–Мансийского автономного округа и Керчи, которые помогали расследовать заказные убийства. Без них мы бы не справились. Да, я разговаривал с Трикозом. Он запомнился мне как абсолютно вменяемый, общительный, но очень хитрый человек. Он, конечно, творил страшные вещи, но в категорию так называемых отморозков, во всяком случае, по развитию интеллекта, я бы его не стал записывать. В детстве он занимался боксом, по «малолетке» получил срок за убийство. Освободился в 2002 году.

Николай ЛОГВИНЕНКО, начальник отдела надзора за соблюдением законов специальными подразделениями и иными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью, прокуратуры Автономной Республики Крым:

— Материалы уголовного дела по Трикозу пришли из Беларуси в великолепном состоянии. Работать с ними было легко и приятно. Жаль, что наши следователи не всегда так точны и скрупулезны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter