Факт и контрафакт

Исподлобья
Исподлобья

Среди пестрых обложек видеокассет я разглядела нечто, немало меня озадачившее. А именно: «приквел к нашумевшему фильму «В августе 44–го...» (так значилось на обороте кассеты) под соответствующим названием — «В июне 41–го». Режиссер — Михаил Пташук. Год выпуска — 2004-й...

Никакой мистики — фильм, появившийся на отечественных торговых лотках почти через три года после смерти знаменитого белорусского режиссера (снявшего, напомню, такие легендарные фильмы, как «Знак беды», «Черный замок Ольшанский» и массу других), действительно принадлежит ему. Помните, за несколько месяцев до своей трагической гибели Михаил Николаевич рассказывал в интервью о российско–белорусско–американском проекте «Песни Розы»? Съемочный процесс был практически завершен, когда случилась та страшная авария... Смонтировал картину известный российский постмодернист Сергей Ливнев, создавший изрядно нашумевшие «Серп и молот», «Кикс» и впоследствии уехавший в Америку делать малобюджетное кино в сотрудничестве с признанным королем фильмов категории «Б» Роджером Корманом, выведшим в люди такие глыбы мирового кинематографа, как Скорсезе, Коппола, Николсон... Кстати, Ливнев первым обратил внимание на перспективность Пташука для американского кинопроката, на его умение сочетать голливудскую зрелищность и славянский психологизм. И после успеха «В августе 44–го...» предложил ему новый проект о войне.

Как последовательный ученик Кормана, нередко использующего для бесплатной раскрутки новых фильмов аналогии с кинобестселлерами, молодой продюсер решил сыграть на славе предыдущего фильма Пташука и специально для российского проката переименовал «Песни Розы» на «В июне 41–го». В принципе, имел право: в американском кинематографе «всему голова» он, продюсер, а режиссер лишь наемный работник. Претензий к Ливневу в данном случае нет. Зрительское разочарование целиком на совести видеопиратов, не склонных нести ответственность ни за достоверность информации на обложках своих видеокассет, ни за качество продукции.

Настраиваться на приквел, то есть предысторию событий, происходящих в фильме «В августе 44–го...», не нужно. Кино совершенно о другом. Больше всего — о любви, застигшей героев, юную американку Розу Ашкенази, приехавшую на родину своих родителей с целью собрать материал для мюзикла, и русского офицера Ивана Антонова, чудом уцелевшего после гибели своего батальона в кровавом месиве первых дней войны. И, поверьте, это стоит смотреть. Но не на кассете, сравнимой по цене с гамбургером в «МакДональдсе».

Похоже, милицейские рейды по изъятию контрафактных видеокассет остались в глубоком прошлом. Пиратское видео теперь свободно можно купить где угодно — от переходов метро до специализированных магазинов. По признанию самих продавцов, сегодня на долю пиратов приходится 3/4 реализуемых в Беларуси дисков и кассет... Впрочем, проблема эта общемировая, и одни лишь силовые акции уже едва ли способны изменить ситуацию. С нынешней осени — после того как крупнейшие голливудские киностудии подсчитали свои убытки от нелегального копирования фильмов на видеокассеты и DVD, составившие более 3,5 миллиарда долларов, — сразу несколько государств развернули мощную борьбу с пиратами.

Несколько дней назад суд Гонконга приговорил к 3–месячному тюремному заключению мошенника, занимавшегося незаконным распространением фильмов в Интернете. А чуть раньше в Канаде возбудили сразу 22 федеральных судебных иска против владельцев магазинов и точек видеопроката, сотрудничавших с видеопиратами. На общую сумму более 340 миллионов долларов, между прочим... В ближайшее время компания «Уолт Дисней» опробует новую технологию защиты фильмов от незаконного копирования. Суть технологии состоит в нанесении на саундтрек картины особых знаков, делающих «немой» любую копию. Производители, в свою очередь, ломают головы, как сделать стоимость оригинала доступнее и увеличить тиражи своей продукции...

Признаюсь, случается, я и сама грешу покупкой пиратских дисков и кассет. Поскольку они везде, в богатейшем ассортименте и неприлично дешевы. Правда, и досадую потом на себя, а не на режиссера...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter