"Fairy" для театра

Каждому известно: если в сосуде с водой образовался мутный осадок, вода со временем испарится, а осадок превратится в монолит, который сам по себе, без специальных средств и усилий, уже никуда не исчезнет.
Каждому известно: если в сосуде с водой образовался мутный осадок, вода со временем испарится, а осадок превратится в монолит, который сам по себе, без специальных средств и усилий, уже никуда не исчезнет. Разглядывая афишу некоторых национальных театров, я невольно начинаю вспоминать события своей биографии за последние 10 лет. Кое-что из сегодняшнего театрального репертуара мне довелось увидеть задолго до того, как я поменяла мужа, работу и квартиру. Эти спектакли времени не подвластны - выпали в осадок... Причем осадок медленно, но верно увеличивается в объеме.

"Ну как?" - спрашивают меня друзья после очередной премьеры. "Ничего", - отвечаю я в лучшем случае, не желая распространяться о подробностях. В худшем - в театр потом не хочется долго. Потому что там спектакли если не виденные-перевиденные, то в большинстве своем - без фантазии драматурга и режиссера. Без такого вожделенного катарсиса в финале... Рассуждать о пресловутом "кризисе театра", пожалуй, не стоит. Есть кризис отдельных театров, спектаклей. Кризис режиссерского и зрительского вкуса, наконец. Хотя хорошее театральное творчество также в наличии. Впрочем, как и творческий подход к организации театральных зрелищ. Я сейчас имею в виду обмен однодневными гастролями между Белорусским поэтическим театром одного актера "Знiч" и Витебским драмтеатром им. Якуба Коласа. В минувшую среду в Красном костеле, где "Знiч" уже "прописался", состоялось сразу три показа музыкальной сказки Людмилы Рублевской в постановке Виталия Барковского "Приключения странствующего рыцаря". А в последний день марта "Знiч" покажет витебской публике один из самых новаторских своих спектаклей - "Одинокого птаха".

Легких путей этот театр явно не ищет. Если "коласовцы" привезли в Минск представление с участием семерых артистов, то "Знiч" снаряжает в путь творческую группу из 52 человек (и это без помощи спонсоров, только за счет доходов от спектаклей!). Хотя актер здесь, как всегда, один-единственный. Но Галина Дягилева, режиссер "Одинокого птаха" и руководитель театра, решила, что фонограмма в моноопере, посвященной Адаму Мицкевичу, недопустима. Поэтому вместе с солистом Национальной оперы Михаилом Жилюком в Витебск отправится Государственный камерный оркестр под управлением Петра Вандиловского и камерный хор "Сонорус" Минской областной филармонии. "Пряные" декорации Бориса Герлована также будут воспроизведены на гостевой сцене в полном объеме.

"Знiч" отчаянно хочет показывать свою уникальную монооперу, но возможность делать это выпадает театру нечасто. "Одинокому птаху" нужна большая сцена, которой располагают другие, - единственно по этой причине спектакль считался премьерой почти 3 года. Но в столице всегда проходил с аншлагом, поскольку всякий раз неизвестно было, когда ждать следующего "сеанса". Теперь, уже после Витебска, "Одинокого птаха" пригласили украсить программу 960-летнего юбилея Новогрудка. Родные места классика мировой литературы...

В основе сюжета - последний день жизни Адама Мицкевича. И одновременно - вся его судьба в эмоциональных стихах, положенных на музыку Олегом Залетневым. Поэт вспоминает родину, далекую возлюбленную, свою первую эмиграцию в атмосфере, наполненной душными ароматами Стамбула... Восточные ароматы, кстати, присутствуют здесь не только в виртуальном варианте - цветные лампады на сцене отнюдь не бутафорские. Экзотики добавляет и хор в пестрых одеждах. Но это еще не эксперимент. А вот создать либретто из разрозненных стихов и возложить ответственность за все действие на одного солиста - довольно рискованно. Но в данном случае риск оказался оправданным - если судить по нынешней репутации этого спектакля у столичных театральных гурманов. Хотя, после того как первый (предполагаемый) исполнитель роли Мицкевича капризно отказался от выступления прямо в день премьеры, сорвав и спектакль, и прием в турецком посольстве, злые языки "Одинокого птаха" категорически похоронили. Но через полгода спектакль "воспрял" с новым солистом, хотя чего это стоило Галине Дягилевой - отдельный разговор. Достаточно сказать, что подготовительная работа велась в течение 7 лет, со множеством других актеров, композиторов, переводчиков (кстати, тогда же благодаря театру "Знiч" Серж Минскевич и перевел на белорусский одно из самых значительных произведений Мицкевича - "Дзяды"). Но эксперименты с этим спектаклем, похоже, еще до конца не завершены - не так давно руководитель театра (существование которого - длительный эксперимент сам по себе) передала клавир "Одинокого птаха" самой лиричной звезде белорусского рока Змитеру Войтюшкевичу... Пожалуй, отсутствие страха перед такими новаторскими решениями, творческий риск эффективнее любого "Fairy" не допустят образования осадка в священном сосуде Мельпомены. Только пользоваться этим средством нужно постоянно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter