«Фабрика грез» по-белорусски

После 15 лет летаргии киностудия «Беларусьфильм» начинает заявлять о себеБелорусские кинематографисты планируют выпустить картину, которая сможет претендовать на высокую оценку самых престижных международных кинофестивалей. Фильм поднимет тему развала Советского Союза вопреки воле народа и общественному мнению». Речь в нем пойдет о судьбах людей, которым выпало жить в этот непростой период, а его главными героями станут офицеры и солдаты спецслужб. Над сценарием этой картины уже ведется работа.

Если полтора минувших десятилетия отечественная «фабрика грез» была в убыточном состоянии, то в нынешнем году заработала первые полтора миллиарда. На недавнем фестивале «Ліcтапад» (и это подчеркнул министр культуры Беларуси Владимир Матвейчук) впервые после долгих лет проблем и трудностей Национальная киностудия "Беларусьфильм" была полноценным участником. Причем в нынешнем году обе белорусские работы (картины "Враги" и "Чаклун и Румба" производства «Беларусьфильм» были режиссерскими дебютами) вошли в пятерку лидеров конкурса этого престижного международного кинофестиваля -- по оценке зрительского жюри. И все же пока что отечественные игровые картины не поднялись на высшие ступени пьедестала «Ліcтапада». Между тем, как отмечают кинопрофессионалы, все предпосылки для того, чтобы снимать действительно качественное и востребованное кино, у отечественной «фабрики грез» есть. Хотя бы потому, что киностудия «Беларусьфильм» -- пожалуй, единственная организация на постсоветском пространстве, которая является кинофабрикой с полным циклом кинопроизводства и творческой частью. А значит, она может снимать фильмы, ни с кем не заключая договоров.

Сначала смысл, потом -- бизнес
Упрек в том, что наше кино низкобюджетное по сравнению с зарубежными картинами, директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимир Заметалин назвал несостоятельным
Роковые 90-е
-- Производство среднестатистического фильма вне зависимости от страны-производителя стоит 400--500 тысяч долларов, -- подчеркнул руководитель киностудии. -- Остальные деньги, вложенные в фильм, -- это продюсерский заработок, а также заработок тех людей, которые занимаются «околокиношными» делами.
Гениальные фильмы, шедевры мирового киноискусства, как правило, не были высокобюджетными, добавил Владимир Заметалин.
Причиной же застоя в отечественной киноиндустрии директор киностудии назвал политический хаос и экономический кризис начала 90-х, который трагически отразился на судьбе киностудии.
-- Если бы не развал в начале 90-х, полагаю, мы бы давно сняли картины, которые были бы признаны на мировых кинофестивалях, -- считает директор киностудии. -- Огромное количество талантливой молодежи, режиссеров и актеров, в те годы уехало из страны, а студия погрузилась в летаргический сон. Но сейчас мы делаем все возможное, чтобы этот период остался в прошлом. А для этого важно научиться производить достаточное количество картин. Некоторое время эти фильмы будут среднего уровня. Но киностудия будет зарабатывать деньги, аккумулировать средства на серьезный проект, который, по нашим оценкам, появится на стыке 2008--2009 годов.
На ближайшие годы у «Беларусьфильма» большие планы.
-- Первая и самая главная задача, которая стоит перед киностудией, -- это создание национального кино, -- рассказал Владимир Заметалин. -- Параллельно будет развиваться совместное производство фильмов с различными странами, в том числе и с Россией. Не откажется киностудия и от предоставления услуг. В этом году сумма дохода по этой, третьей составляющей была увеличена в три с половиной раза по сравнению с предыдущими годами. Любая киностудия -- это коммерческое предприятие, которое должно уметь зарабатывать деньги, чтобы впоследствии использовать их для кинопроизводства.
Про войну и про любовь
Обе картины, представленные нашей страной на недавнем Минском международном кинофоруме, были сняты с участием российских актеров, а картину «Враги», которую многие считают событием белорусского кинопроизводства последних лет, в Интернете нередко называли «российской», хотя она -- совместного производства.
-- Россия для нас, конечно, исключительно выгодный партнер, -- убежден директор киностудии «Беларусьфильм». -- Не вызывает сомнений, что киноиндустрия России ушла далеко вперед. Хотя бизнес у российских кинопроизводителей часто превалирует над смысловой частью. А нам бы хотелось, чтобы смысловая часть была под номером один, а бизнес -- все же под номером два.
В проектах «Беларусьфильма» около половины фильмов -- совместные. Однако в нынешнем году принципы сотрудничества с зарубежными киностудиями претерпели изменения.
-- Еще в прошлом году в договорах о совместном производстве картин присутствовала некоторая анонимность в вопросе об авторских правах на конечный продукт. Проще говоря, чьей собственностью становится совместно снятый фильм? Сегодня в этот вопрос внесена ясность: снят фильм совместного производства, значит, мы совместные правообладатели этой киноленты. Отсюда и доходная составляющая, и судьба картины.
В самое ближайшее время на белорусские экраны выйдут восемь фильмов, которые снимались отечественными кинематографистами в нынешнем году, и два, работа над которыми велась в 2006-м. «Беларусьфильм» в будущем году расширит тематику картин: кроме привычной темы Великой Отечественной войны будет снимать также  ленты о любви и современности. К примеру, уже в сентябре 2008-го на экраны выйдет детский фильм, в котором 40 процентов сцен снималось с использованием компьютерной графики. На 2008 год запланирована, в частности, работа над картинами в жанрах социальной драмы, иронического детектива, боевика и мелодрамы, а на 2009-й, помимо прочих, -- исторический эпос и комедия.
-- Тема Великиой Отечественной войны сакраментальна для нашего народа, -- считает Владимир Заметалин. -- И мы будем снимать о ней фильмы. Иной вопрос -- пропорциональность этих фильмов в общем разнообразии картин, которые создаются в Беларуси. И такое разнообразие, конечно, необходимо зрителю. И если мы снимаем военную киноленту, она должна быть исключительно яркой, интересной, зрелищной, а не только напоминать зрителю, что у нас в годы Великой Отечественной войны погиб каждый третий…
Налог на Голливуд?
Постепенно количество фильмов, в первых кадрах которых на экранах появляется надпись “Беларусьфильм”, в отечественных кинотеатрах будет увеличиваться. Причем работа над большим, знаковым для киностудии проектом не будет означать остановки всех прочих съемок. 
-- Когда снимались «Анастасия Слуцкая» и «В августе 44-го», бюджет киностудии использовался только на одну данную картину. С точки зрения стратегии кинопроизводства, это было неправильно, -- подчеркнул Владимир Заметалин. -- Пройдет некоторое время, и мы снимем дорогой фильм, не останавливая при этом кинопроизводство. Общество имеет право смотреть много национальных фильмов.
Сегодня в кинотеатрах Беларуси демонстрируется 99 процентов американских фильмов.
-- Мы предлагаем обложить налогом эти действительно замечательные, высокопрофессиональные киноленты. Налог будет идти главным образом на развитие национального кино, -- сказал директор «Беларусьфильма». -- Хотите смотреть американские фильмы --- будете вкладывать средства в отечественную киноиндустрию. 
Одна из проблем белорусского кино сегодня -- низкий уровень оплаты труда режиссеров и актеров. Однако большие надежды руководство киностудии возлагает на ее  реконструкцию, в ходе которой будет построен ряд объектов, с помощью которых киностудия планирует значительно пополнить бюджет. Дополнительные павильоны позволят модернизировать всю технологическую цепочку производства кинокартин. В частности, на «Беларусьфильме» станет возможным полный цикл создания цифрового кино, появится также лаборатория перевода цифры на пленку и наоборот. А такой перевод стандартного фильма на «Мосфильме» стоит около ста тысяч долларов.
Еще одна из серьезных проблем Национальной киностудии -- «абсолютный провал», как охарактеризовал ситуацию ее директор, с точки зрения высокопрофессиональных организаторов кинопроизводства среднего звена. Речь идет о должностях директора картины и его заместителя, начальника съемочной группы, начальника съемочной площадки. И обучение таких кадров для «Беларусьфильма» -- одно из направлений сотрудничества с российской киноиндустрией. Курсы переподготовки представителей среднего административного звена начали работать на «Беларусьфильме» 3 декабря, завершится обучение зачетом, который слушатели курсов будут сдавать в конце января.
Зато проблема недостатка талантливых режиссеров для «Беларусьфильма» уходит в прошлое. Владимир Заметалин подчеркнул: он очень надеется, что такие таланты, как Мария Можар, Александр Кононович, Александр Колбышев, Андрей Кудиненко, останутся на «Беларусьфильме». Белорусскому зрителю остается только искренне присоединиться к этому пожеланию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter