Фабрика будущего

В Сенненской школе-интернате открылся дом социально-бытовой адаптации
В Сенненской школе-интернате открылся дом социально-бытовой адаптации

У Юли Горолевич из Новолукомля и Юли Ероховой из деревни Синегорье Сенненского района много общего. У них одинаковые имена, им по 17 лет. Обе когда–то росли в многодетных семьях, но из–за пристрастия родителей к спиртному оказались в школе–интернате для детей–сирот и детей, оставшихся без опеки родителей. Есть, конечно, у лучших подружек и свои, только им присущие черты. Ероховой, например, лучше даются точные науки — математика, физика, поэтому после школы она собирается выучиться на экономиста. Горолевич — натура творческая. Она хорошо рисует, шьет, танцует. После школы девушка планирует стать логопедом. Чтобы лучше подготовиться к самостоятельной жизни, две 11–классницы неделю назад перебрались из общежития в дом социально–бытовой адаптации, открывшийся недавно на территории школы–интерната.

Еще в 2001 году в Сенно оборудовали компьютерный класс, оснастили деревообрабатывающее и швейное производство, построили склады и теплицы, купили тракторы, плуги и сеялки. Теперь школьники не только выращивают сельскохозяйственную продукцию, делают мебель, шьют постельное белье и занавески, но и оканчивают школу–интернат с полученной профессией. Овощеводы, швеи, столяры, трактористы всегда пользуются спросом на рынке труда. В комплексе все это называется «школа–фабрика». Дом социально–бытовой адаптации как нельзя лучше вписывается в этот образовательный проект. В нем воспитанники интерната учатся жить по–взрослому: сами готовят, убирают, стирают.

Обе Юли встречают меня у калитки и приглашают пройти в дом. Комнаты уютные и уже вполне обжитые. Ковры, зеркала, телевизор. На кухне, обставленной скромно, но со вкусом, — газовая плита, микроволновка и электрочайник. «Пылесос и DVD райисполком нам подарил, — говорит сопровождающий меня замдиректора по воспитательной работе Евгений Киселев. — Купим еще стиральную машину. Будет полный набор бытовой техники».

— Преподаватели нам сразу сказали, что ремонт делаем для себя, поэтому обои на стенах клеили с удовольствием, — вспоминает Юля Ерохова. — А мальчишки орешник в лесу заготавливали для забора, полы шлифовали.

— Когда отдельно живешь, на зарядку ходить необязательно и отбой на час позже, — радуется послаблениям ее подруга.

— А еще мы здесь учимся быть хорошими хозяйками, — перебивает ее Ерохова. — Можно сказать, что салат «Оливье» и яблочный пирог — это мои фирменные блюда.

Девушки спешат в школу, где обедают. К себе они вернутся после 16.00, выучат уроки (для этого предназначена одна из трех комнат), посмотрят телевизор, приготовят ужин из полученных на кухне продуктов и, скорее всего, станут ждать гостей. Ведь одноклассникам любопытно на все посмотреть — через какое–то время они тоже будут жить в этом доме.

Сейчас решается вопрос с карманными деньгами для его обитателей. Раз уж «взрослая» жизнь — так по–настоящему: с покупкой продуктов в магазинах, оплатой коммунальных услуг. Не в семье, так здесь воспитанники интерната должны научиться хозяйничать. Тогда, покинув эти стены, им будет проще адаптироваться в новых условиях, где нет ни воспитателей, ни приготовленных обедов, где нужно самостоятельно планировать свой день и, по большому счету, свою жизнь.

В одной из комнат этого дома специально оставили белую загрунтованную стену. Как задумывалось, каждый выпускник что–то на ней нарисует или просто оставит свой автограф. А может, найдет и несколько слов, чтобы рассказать новым жителям о том, чему он здесь научился.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter