Комплекс
Карьер по дороге в спортивный комплекс «Стайки» для белорусских любителей автоспорта место не чужое. Когда-то здесь проходили соревнования по трак-триалу и радовали успехами грузовики команды «МАЗ-Яровит». Тех, кто в последнее время в карьер не заглядывал, ждет настоящий культурный шок. Трасса с бордюрами, шинами-отбойниками, трибунами, боксами и всей необходимой для подобных сооружений инфраструктурой. Всевозможные площадки, стадион (к слову, также с трибунами), гаражи и административные здания с самой современной начинкой. Как отметил Сергей Лапицкий, комплекса такого уровня нет ни в одной из ближайших стран:Сергей ЛАПИЦКИЙ: «Интерес к автоспорту в Беларуси огромен».
— На территории центра есть пять локаций: картодром, трековый стадион, трасса для мотокросса и две учебные площадки. Все работает, все можно использовать для тренировок и соревнований. Причем строительство и организация велись с учетом международных стандартов: можно принимать гостей любого уровня!
Спрос
Казалось бы, автоспорт в Беларуси — не самый массовый и популярный вид спорта. Полноценно профессиональный статус есть, пожалуй, лишь у выступающей на «Дакаре» команды «МАЗ-СПОРТавто». До ближайшего полноценного гоночного кольца нужно ехать или 300 с лишним километров в Смоленск, или почти 500 — в Ригу. Тем не менее интерес к гоночным сериям фактически любого уровня и статуса в наших краях неизменно высок. Тысячи болельщиков следят за событиями на трассах «Формулы-1», даже зимой поклонники плотно заполняли старенькую трибуну стадиона «Заря», регулярно заезжают на дрифтовые турниры. Уже не один год, словно мантру, повторяя: «Вот бы в Беларуси был нормальный трек!» Сергей Лапицкий, прежде пытавшийся развивать белорусский автоспорт на любых минимально подходящих для организации заездов площадках, говорит, что отложенный спрос во всей красе проявил себя уже в первые недели существования нового комплекса:— Наш центр работает буквально месяц и официально не открыт. Предварительно открытие намечено на 19 сентября, однако уже несколько недель мы проводим различные соревнования. На картодроме состоялся этап чемпионата страны по картингу. Проводятся заезды в формате тайм-атак на автомобилях и мотоциклетные гонки. В нынешнем году сошлось сразу несколько моментов. Появился автодром, удалось собрать достаточно обширное комьюнити профессионалов и любителей автоспорта — и в итоге новый центр стал местом притяжения для очень многих людей.
На трассе рады и любителям, и профессионалам.
Желающих выехать на трассу столько, что сформировать расписание стало достаточно серьезной проблемой. На картодроме ежедневно проходят тренировки в различных видах автоспорта. Какое-то время в Беларуси существовал запрет на проведение спортивных мероприятий из-за коронавируса. С недавних пор он снят, и жизнь в спорткомплексе сорвалась с места, как болиды на старте.
— Буквально сразу же у нас состоялись соревнования по картингу. На ближайшие пару недель в расписании приходится учитывать намечающееся торжественное открытие, но после него запланировано еще восемь этапов этого турнира. Есть запросы на проведение соревнований по тайм-атак, причем от одних только любительских клубов — уже пять таких заявлений. Должна пройти одна или две мотогонки. И это мы поговорили лишь про одну локацию — картодром. А ведь еще есть Кубок и чемпионат Беларуси по мотоболу, нужно провести четыре или пять этапов чемпионата по трековым гонкам. После поездки на FIA Motorsport Games в Италию мы решили развивать в Беларуси картинг-слалом: на оставшиеся месяцы заявлено как минимум три этапа этих соревнований. В последнее время очень востребованы и популярны дрифт и мотоджимхана. Плюс, конечно, мотокросс, для которого у нас построена отдельная и очень интересная трасса, — поделился директор нового комплекса ДОСААФ.
Поклонники
Сергей Лапицкий сам гонщик достаточно высокого уровня. Мастер спорта, неоднократный чемпион страны по автотреку. Нюансы и устройство этой кухни знает в деталях и команду (вплоть до техперсонала) собрал соответствующую. Объясняет: для многих автоспорт не источник существования, а стиль жизни. О планах Лапицкий может рассказывать долго и в то, что у белорусского автоспорта уже в ближайшее время откроется второе дыхание, он верит безо всяких условностей:— На стадионе «Заря» на любых соревнованиях было много зрителей. Здесь пока оценить интерес сложно: из-за ограничений и опасности второй волны эпидемии соревнований мы не проводили и рекламы не давали. Но при этом зрители все равно идут. Новость о нашем комплексе распространилась очень быстро. Звонят, приходят, задают вопросы и всячески пытаются сюда попасть, приехать на трек-дни. Можно не сомневаться: как только мы даже минимально запустим рекламу, аншлаг будет гарантирован.
К слову, трек-дни, когда за определенную плату любой желающий может выехать на трассу на собственном либо взятом напрокат автомобиле или мотоцикле, — еще один важнейший момент в работе любого автотрека. Расписание и детали проведения трек-дней до конца пока не определены. Но Сергей Лапицкий отмечает, что стоимость будет варьироваться в пределах от 50 до 100 рублей. Пока идет отработка организационных нюансов и доработка трека, но особенно настойчивым любителям драйва уже удалось прокатиться по трассе и констатировать: условия отличные!
komashko@sb.by