Ездить на минском троллейбусе сплошное удовольствие

Специалисты «Белкоммунмаша» удостоены Государственной премии
Специалисты «Белкоммунмаша» удостоены Государственной премии

Их имена навсегда войдут в историю нашей промышленности как родоначальников новой отрасли. Знакомьтесь: Иван Сафонов, генеральный директор «Белкоммунмаша», Владимир Николаев, его заместитель, Михаил Сорока, заместитель главного инженера, Виктор Лашкевич, начальник конструкторского отдела, Георгий Курневич, главный конструктор и Роман Лайковский, ведущий конструктор. А еще — около тысячи инженеров, мастеров и рабочих, которые создали 13 лет назад первый белорусский троллейбус.

...Длинная белая обтекаемой формы машина с «гармошкой» и номером маршрута 9 бесшумно останавливается, и толпа пассажиров устремляется в салон, даже не подозревая, что перед ними «живой и настоящий» номинант Московского международного автосалона 1999 года, троллейбус, отмеченный дипломом Союза дизайнеров России за удачное сочетание формы и содержания. Скажу больше, именно эта модель позволила заводу «Белкоммунмаш» стать в один ряд с такими маститыми производителями городского пассажирского электротранспорта, как «Ван Хул» или «Мерседес–Бенц». Поскольку перед нами не просто троллейбус, а дуобус — машина–трансформер, умеющая в случае необходимости оторваться от электрических проводов и стать... автобусом. Крупнейшие машиностроительные концерны Европы именно с дуобусом связывают транспортное будущее крупных городов.

В 1992 году, когда с конвейера «Белкоммунмаша» сошел первый троллейбус, в Беларуси насчитывалось около 2.200 городских электрических машин, и примерно каждая вторая нуждалась либо в капитальном ремонте, либо ее нужно было списать. Потенциально завод может выпускать в год до 300 троллейбусов. Значит, теоретически парк машин можно было бы обновить за 7 лет. На самом деле за 13 лет «Белкоммунмаш» выпустил 1.100 машин. Потому что спрос на эту технику полностью зависит от наполнения местных бюджетов как в Беларуси, так и в России, и в других странах. Причем каждый третий троллейбус, сошедший с конвейера, был предназначен на экспорт. Белорусские троллейбусы возят пассажиров в 20 городах России, Риге и Белграде. Как говорится, жизнь заставила, и из импортозависимой, в смысле городской пассажирской техники, Беларусь стала экспортно–ориентированной. Кстати, на днях очередная партия — 10 троллейбусов — снова отправится в столицу Сербии и Черногории.

— Чем хороша эта машина? — спрашиваю у Милорада Джурича, директора троллейбусного парка Белграда. Его специалисты ведут последние приготовления к отправке новой белорусской техники на родину. От тех, что ходят по нашим улицам, белградские троллейбусы будут отличаться лишь цветом. Они — оранжевые.

— О, это машина с отличными техническими решениями! Низкий пол удобен для пассажира. Большой комфортный салон, есть места для инвалидных и детских колясок. Новое качество управления. Электроника позволяет водителю во время движения следить за работой всех систем. И экономия электроэнергии — по сравнению со старыми российскими троллейбусами затраты на 30 процентов меньше.

— Мы подписали уже 2 контракта, — говорит менеджер АО «Информатика» Весна Ремович, — и надеемся на продолжение. Качество белорусских троллейбусов на уровне мировых требований. Городской транспорт Белграда, население которого 2 миллиона человек, серьезно изношен и нуждается в обновлении. Нам выгодно покупать технику одного производителя.

Кроме белградцев, белорусский троллейбус ждут москвичи. Заказ на этот год — 20 экземпляров. Да и местные перевозчики намерены довести до норматива процент обновления городской техники. Значит, будет и работа, и возможность испробовать новые технические решения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter