Езда на месте. Обострение на рынке такси

Неподалеку от минского ГУМа - с полтора десятка сгрудившихся авто с "фонарями" частной службы извоза на крыше и без всяких опознавательных знаков.
Неподалеку от минского ГУМа - с полтора десятка сгрудившихся авто с "фонарями" частной службы извоза на крыше и без всяких опознавательных знаков. Водители заняты общей перебранкой, но чувствуется, что в случае чего пройтись монтировочкой по "наследившим" машинам вполне готовы.

"Милицию? Валяйте вызывайте!" - заходится один. На этом этапе спора сотоварищи оттирают петушащегося удальца от водительской толпы и заталкивают в машину: "Ты что, ошалел?! Какая тебе милиция?" Часть авто срывается с места и исчезает в транспортном потоке.

Поначалу может показаться, что таксисты что-то не поделили между собой. Но водитель службы "0-84", с которым мы вместе покидали "поле боя" (по окончании раздоров бравые спорщики становятся обычными таксистами), расставил акценты очень четко. "Война" идет между официально существующими службами извоза, в том числе и государственными таксопарками, и так называемыми "подкожными", "нелегалами", зашибающими таксистский рубль без лицензий.

- Зажимают. Не пускают на стоянки или ставят машины так, что не выехать, - комментирует водитель, назвавшийся Алексеем. - И главное, формально ничего не нарушают, стоянки такси в этом месте нет, но здесь всегда много клиентов... Но ведь мы налоги платим, а они работают на свой карман!

- Так вроде столько разных проверок...

- Да, тех, кто работает легально, постоянно проверяют. А "подкожным" что! Среди них полно бывших и нынешних милиционеров, их друзей да родственников. Пока до рукопашной редко доходит, но с каждым днем обстановка накаляется.

При этом и водители, и чиновники одинаково пессимистично относятся к тому, что усилиями властей может быть наведен порядок в сфере частного извоза. "Нелегалам" не очень-то мешают и рейды, которые не реже раза в неделю проводит отдел лицензирования управления транспорта Мингорисполкома, и рейды налоговиков, и незначительные штрафы ГАИ. Штрафуют в основном... за парковку в неположенном месте, максимум - на 20 тысяч рублей. А если учесть - и это признало уже даже руководство ГАИ, - что сами милиционеры нередко "калымят" на личных авто или покрывают знакомых "нелегалов"...

- Рука руку моет! - высказываются легальные таксисты. - Вся эта борьба - мышиная возня. Если бы ГАИ и вправду захотела, то уже через неделю не было бы в городе ни одного "подкожного"!

Таксистские страсти кипят. И становятся заметны уже не только людям заинтересованным, но и тем, кто пользуется такси от случая к случаю. А ведь вопрос в общем-то не новорожденный. "Нелегалы" существуют, так сказать, со времен замены лошади автомобилем. Но чтобы их деятельность сопровождалась таким шумом и достигала таких масштабов... В чем причина подобного обострения проблемы?

- Раньше статья 123 Кодекса об административных нарушениях "Использование транспорта в корыстных целях" предусматривала быстрое и действенное наказание за нелегальный извоз, - комментирует ситуацию временно исполняющий обязанности заместителя начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Игорь Ваницкий. - Если инспектор ГАИ, остановив машину, государственную или частную, выяснял, что водитель подвозит пассажира за деньги, то на месте составлялся протокол и наказание было серьезное - вплоть до лишения права на управление транспортным средством. Причем это входило в компетенцию ГАИ. По нынешнему кодексу, статья 154 "Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности", чтобы привлечь к серьезной ответственности "нелегала", его нужно поймать не менее трех раз за один год. И непосредственно в момент передачи ему денег пассажиром, да еще чтобы оба признались в этом - чего они, естественно, никогда не сделают. Таким образом, чтобы уличить одного "нелегала", должна несколько месяцев работать группа из 9 человек. Представляете, какая эффективность! Сегодня доказать вину "нелегала" архисложно, это и спровоцировало, на мой взгляд, расцвет "черного" таксопарка.

- Но на недавнем совещании, посвященном борьбе с нелегальным извозом, кажется, решено предложить Палате представителей дополнить кодекс статьей "Незаконное оказание транспортных услуг". И по ней даже за разовое нарушение "нелегалу" может грозить как штраф от 20 до 50 "минималок", так и конфискация транспортного средства...

- К сожалению, не в нашей компетенции предлагать проекты законов Палате представителей. И сообщения об этом, промелькнувшие в прессе, ошибочны. Тем не менее со своей стороны мы будем ходатайствовать перед вышестоящими инстанциями об ужесточении законодательства в отношении "черного" извоза.

- А что предпринимает ГАИ, чтобы выявить собственных сотрудников, промышляющих тем же бизнесом?

- Работа по выявлению "черных" таксистов в самой службе ГАИ ведется, и первые результаты уже есть. Мы организуем совместные рейды со службой собственной безопасности МВД и ГУВД Мингорисполкома. Замеченные в нелегальном извозе сотрудники ГАИ подлежат увольнению. Но полностью искоренить это явление на сегодняшний день нереально...

Похоже, того же мнения придерживаются и работающие официально таксисты. И надеются в основном на собственное "цеховое братство". Если таксист, особенно частник, по рации просит помощи - причем не только в борьбе с "подкожными", но и в случае нападения грабителей, - в считанные минуты на подмогу съезжается десяток машин. Помочь готовы не только "своим" - каждому легально работающему собрату из любой службы, государственной или частной. Разборки с "подкожными" чаще ограничиваются перебранкой. Но практически у каждого таксиста есть лом, монтировка, дубинка или газовый пистолет. На всякий случай.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter