Введение заградительных пошлин против белорусской техники в Украине напоминает картельно-коррупционный сговор

Езда без правил

Жаль украинцев, которых заставляют ездить на более дорогих и менее комфортных автобусах. Потому что наш МАЗ (особенно последние три года) наращивал поставки техники по одной причине: местные производители не могли с ним конкурировать. Ну не выпускают в нашей южной соседке модельный ряд, который соответствовал бы требованиям к городской технике в современных мегаполисах. Поэтому белорусский производитель и выигрывал тендеры на поставку своих автобусов в Киев, Львов. Причем приобретение техники финансировали европейские структуры. Значит, тендеры проводились честно. Потому что европейцы (при всех своих недостатках) закон чтут и формально соблюдают. Тем более наивно полагать, что они подыгрывали белорусам. На Западе никогда не относились с пиететом к нашей стране вообще и к государственным предприятиям в частности. 

Конечно, местным производителям не нравился конкурент из соседней страны. И под шумок внешнеполитической риторики местный автобусный картель провернул с Межведомственной комиссией по международной торговле Украины авантюру, которая не укладывается ни в какие рамки законодательства, а больше похожа на картельно-коррупционный сговор. По-другому стремительное введение заградительных пошлин против наших автобусов и грузовиков не назовешь.
Минский автомобильный завод официально сообщил: с Украиной продолжится сотрудничество в полном объеме. И наше предприятие готово выполнять все свои обязательства перед потребителями. «Хотим подчеркнуть, что все клиенты Торгового дома «МАЗ-Украина» получат надежную и комфортную автотехнику МАЗ согласно оговоренному количеству и точно в срок», — говорится в официальном сообщении нашей компании. 
Действия украинских властей очень сильно удивили ООО «СИИ «Торговый дом «МАЗ-Украина». Обо всех претензиях к технике МАЗ они узнали… из газет. Действительно, в соответствии с Договором о зоне свободной торговли стороны имеют право применять и повышать пошлины, но в исключительных случаях. Причем введению заградительных мер должны предшествовать слушания с участием всех заинтересованных сторон, которые аргументируют и доказывают свою правоту. «До сих пор у нас нет ни одного официального документа, помимо опубликованного самого решения 22 апреля 2021 года, — заявил директор ООО «СИИ «Торговый дом «МАЗ-Украина» Андрей Власенко. — Комиссия по торговле прекрасно разобралась в ситуации и без нас. На все про все — десять дней!»

По его мнению, такие действия украинских властей наносят удар деловой и инвестиционной репутации страны. Напомним, что атака на МАЗ началась после обращения «Укравтопрома» (объединяет пять автобусных предприятий Украины) в министерство экономического развития и торговли Украины с заявлением о проведении расследования по факту наличия либо отсутствия дискриминационных действий со стороны Беларуси. Как говорится, имеют право. Но слишком уж своеобразно ведомство откликнулось на «челобитную». «Этот кейс — тревожный звонок для других предприятий-импортеров, особенно лидеров рынка, каковыми являемся мы, когда любой деловой союз, даже не отражающий мнения всего делового сообщества, может быть успешным, простым и эффективным инструментом борьбы с конкурентом, которого не только «забыли позвать за стол переговоров», а просто поставили перед фактом. Но это уже совсем не про честную и открытую конкуренцию», — убежден Андрей Власенко. 

Он считает, что история с пошлинами (как и в целом информационный шум вокруг белорусской продукции) — «банальная попытка списать свою неэффективность, неумение работать в честных и транспарентных условиях свободной конкуренции на кого-то другого». 

Интересно, насколько последние наезды на соседних производителей вписываются в европейские правовые, деловые, этические нормы, которым так мечтает следовать Украина? Или картельно-коррупционные сговоры могут успешно рулить рынком при любом индексе демократии и сменяемости власти? А закон как не работал, так и не работает. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter