Эй, земляк, зажги маяк!

Крымские впечатления
Крымские впечатления

Еще за 16 морских миль до подхода к мысу Херсонес ночные вахтенные матросы–наблюдатели с военных, торговых, рыболовецких, туристических и прочих кораблей распознают световой сигнал Херсонесского маяка. Значит, славный город Севастополь уже недалеко.

Более 20 лет у нашего земляка Анатолия Шуневича есть возможность созерцать мир высоты.

У самого Черного моря

Звал нас к себе этот красавец–маяк не одно лето. Бывали не раз от него неподалеку, в Государственном океанариуме Украины, что в Казачьей бухте под Севастополем, когда готовили материал об уникальном методе лечения — дельфинотерапии. И, наконец, в очередной приезд в Крым, навестив знакомых офицеров и дельфинов в Казачке, мы отправились «на Маяк». Это конечная остановка одного из севастопольских «топиков» — маршрутных такси.

Сначала, конечно, завернули по пыльному проселку к морю, которое совсем рядом, — освежиться.

Берег — безлюден, море — открытое, широкое, чистое, хоть и с водорослями. Маленькие крабы высовывают клешни из–под известняковых затиненных глыб, мальки резвятся в теплой воде, обгоняя фиолетовых (прямо–таки хризантемы!) медуз. Наблюдая прибрежную жизнь морских организмов, видели даже небольшую полупрозрачную креветку...

И над всем этим диким великолепием — вожделенный маяк. Дорога к нему — через поселок, утопающий в зелени кипарисов, туй, верб. Как потом узнали, это люди, в нем живущие, голую степь превратили в оазис. А главное лицо — начальник маяка, здоровяк с загорелым торсом, что называется, сам на нас вышел, оказавшись белорусом из–под Лепеля.

Восхождение

— Когда я пришел сюда в 1981 году, тут, на маяке, ну просто пустыня была — пришлось все обновлять, вычищать, красить... — рассказывает Анатолий Иванович, большим ключом открывая железную входную дверь.

Заходим на первый этаж. Чисто, пахнет краской — как в школе перед 1 сентября. И жарко, как в парилке: солнце здорово разогревает за день эту огромную 36–метровую каменную свечу.

Вслед за Шуневичем поднимаемся по железобетонным ступенькам шахты маяка, отдыхая на площадках. Для него подъем — дело привычное, даже кажется, что габаритное широкоплечее тело само несет своего хозяина: так легко он взбирается вверх да еще на ходу отвечает на вопросы.

А в Крым крестьянская семья Шуневичей переехала еще в 1962 году, когда из–за болезни отца — кости болели — врачи посоветовали сменить климат. И подались они из деревни Валова Гора, что на Лепельщине, в теплые места. Здоровье у отца вскоре поправилось, но Шуневичи поосмотрелись — и осели под Симферополем. Наш собеседник уже в Крыму окончил школу, поступил в Севастопольский приборостроительный институт, в армии отслужил, а по окончании учебы и был направлен на маяк на работу.

Если уж говорить о белорусах, то в Крыму, замечает Анатолий Иванович, их немало. Одно время наш земляк по фамилии Ермаков был даже мэром Севастополя — теперь, говорят, бизнесом занимается. У Шуневича и жена с белорусскими корнями. Много уроженцев Беларуси служат в Крыму, Украине и России: в примаячной воинской части человек 7 — 8. Кстати, и бывший начальник Гидрометеослужбы Черноморского флота России Леонид Шкляр — тоже «из наших».

Немного истории

Херсонесский маяк — один из ветеранов среди черноморских маяков: «замаячил» в июле 1816 года. Об этом свидетельствует мемориальная доска, установленная в день его 150–летия (31.07.1966) на белой округлой стене при входе. В Великую Отечественную был он разрушен, и лишь в 1951 году над мысом Херсонес его огонь снова запульсировал.

А вообще–то история российского маякостроения началась в петровские времена. В одном из помещений при маяке мы видели на картине и «дедушку» всех российских маяков: еще в 1702 году он был построен по приказу Петра I в устье Дона.

Раньше, до появления электричества, световой сигнал из этого, а также Тарханкутского маяка (они сооружались и вступали в строй одновременно) подавался при помощи особой керосиновой установки — это был эдакий огромный примус. Керосин подавался в горелку под давлением через жиклер, яркое пламя от горения и было далеко видно. Ту маячную «керосинку», как и обычный примус, смотрителю маяка приходилось часто прочищать от нагара. А для вращения линзы, усиливающей и концентрирующей световой поток, а также для работы топливного насоса использовался гиревой механизм: 200–килограммовый груз ходил прямо в шахте маяка.

А заводить–то эти гигантские ходики приходилось вручную!

Свысока, с маяка...

Но вот, наконец, обливаясь потом, выбрались наверх. Зрелище открылось потрясающее! Безбрежная гладь искрящегося моря кружит голову, тянет к себе. У мыса, при берегах, море бирюзово–изумрудное, дальше — светло–голубое. Маленькое круглое помещение с прозрачными стенами (оно хорошо видно на фото — у самой вершины маяка, под его сферической крышей) залито солнцем. Мы прямо–таки под куполом храма. А в центре, словно алтарь, вознесена огромная, больше чем в рост человека, сверкающая всеми цветами радуги линза с электролампой внутри.

— Лампа и линза — это, по сути, главные из видимых рабочих элементов маяка, — поясняет Шуневич. — Лампа — кварцево–галогенная, мощностью 1.000 ватт. Линза вокруг нее — вещь уникальная: вот заводской N 4. Изготовлена в 1957 году на одном из заводов в Харьковской области, наверняка по спецзаказу.

Выходим на небольшой балкон. Упругие порывы горячего ветра заставляют крепко вцепиться в поручни. Страшновато. Можно представить, каково здесь в шторм. Но теперь погода — «шепчет»! Прогулочный катер кажется сверху небольшой моторкой, оставляет за собой белый шлейф вспененной воды. Вдали на море угадываются силуэты больших торговых кораблей, а на суше в струящейся дымке виден Севастополь.

Компьютерные технологии до Херсонесского маяка еще не дошли. И теперь вахтенный за сутки (столько длится смена) четыре раза поднимается сюда, наверх, в помещение со световой установкой — чтобы расчехлить–зачехлить ее, провести другие обслуживающие работы. Анатолий Иванович замечает, что техническая характеристика маяка довольно сложная, а сигнал он выдает в виде световой морзянки — точек и тире. Херсонесский маяк посылает код СВ, что значит «Севастополь». Полная подача сигнала занимает 18 секунд, он циклично повторяется. Выходит маяк «на работу» за час до захода солнца, а гаснет через час после восхода.

Световой сигнал, оказывается, иногда подается маяком и в дневное время — если видимость на море меньше 10 километров. А в обычную, хорошую погоду вахтенный наблюдатель на корабле с высоты 5–метровой рубки обозревает пространство вкруговую на 16 морских миль.

«Марс», «Солярис» и слон–наутофон

Сам Херсонесский маяк — лишь один из объектов Гидрографической службы Черноморского флота (структурное подразделение МО России). Его обслуживают как люди военные, так и вольнонаемные. Рядом с маяком находится маячно–техническое здание, в нем и несет обслуживающий персонал круглосуточные дежурства. На мысе Херсонес еще работает и радиомаяк КРМ–300: он посылает на разных частотах тот же позывной СВ в радиоэфир. Для чего? Для дивиации, поясняют нам, то есть для определения координат судна в море.

Установлена здесь и навигационная система «Марс», что позволяет Херсонесскому маяку поддерживать связь на коротких волнах в радиорежиме с маяками, находящимися на крымских мысах Тарханкут, Фиолент и в Геническе. При помощи сигналов с маяков суда могут настраивать и проверять свою навигационную аппаратуру.

Вся аппаратура на маяке, как нам пояснили, работает от горсети, однако на случай непредвиденных ситуаций предусмотрено автономное питание — в любую минуту готовы заработать мощные дизели в специальном машинном отделении. Они, кстати, могут обеспечить током и весь поселок Маяк. Здесь же расположена и поселковая кочегарка.

Жизнь в примаячном поселке не всегда теплая да безоблачная. Случалось, штормовые волны набрасывались на берег с такой силой, что перекатывались через брекватерную стенку, устремлялись к жилым домам. Бывало, всю территорию поселка водой заливало, почти на высоту колес грузовика. А однажды в зимнее время пришлось оказывать помощь рыбакам сейнера «Форель», у которого отказало рулевое, и судно выбросило на берег. «Маячники» помогали команде с корабля эвакуироваться, рыбаков чаем отпаивали. Еще, было, яхта «Солярис» потеряла ход — тоже пришлось экипаж спасать.

А вот сигнал SOS этот маяк не принимает, ведь его функция — излучение сигналов, в том числе и звукового. По нашей просьбе на пару секунд дежурный включает его.

Мощный звук, похожий на трубный рык слона, разрывает тишину над поселком. Говорят, он слышен за 3 мили. Звук издает специальное устройство шведского производства — наутофон. В период туманов и штормов (декабрь — февраль) жителям поселка не позавидуешь: иногда этот резкий протяжный рык приходится терпеть сутками, днем и ночью.

Они терпят. Как и земляк наш Анатолий Шуневич. Ведь сами выбрали эту землю, работу, судьбу.

Севастополь, мыс Херсонес.

Фото авторов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter