Венгрия и Польша не без оснований опасаются, что требование соблюдения верховенства права станет своеобразным финансовым кнутом, при помощи которого будут «воспитывать» строптивые страны, противящиеся диктату Брюсселя. И Будапешт, и Варшава давно снискали репутацию главных европейских диссидентов, а значит, именно они в первую очередь могут подвергнуться финансовым «репрессиям» за несоблюдение тех или иных европейских норм.
Обе восточноевропейские страны давно находятся под огнем критики за авторитарные тенденции в своей внутренней политике, ограничение независимости судебной власти, а также принятие законов, противоречащих так называемым европейским ценностям.
Борьба за финансовые потоки внутри ЕС обостряется. Европейская экономика находится под двойным ударом из-за ухода одного из основных своих доноров, Великобритании, а также пандемии COVID-19, обвалившей показатели большинства стран континента. Именно поэтому конкуренция за скудеющие ресурсы становится более жаркой, она же открывает возможности для трансформации ЕС в более жесткое и авторитарное образование.
В споре между евроэнтузиастами, выступающими за дальнейшую консолидацию и централизацию ЕС, и евроскептиками, ратующими за укрепление национального суверенитета и ослабление наднациональных институтов, финансовый аргумент может стать решающим.
Учитывая, что экономики многих государств ЕС зависят от дотаций из европейского бюджета, в условиях возникающего финансового голода предоставление скудеющих субсидий будет обусловливаться все более жесткими политическими требованиями. Естественно, формулировать эти требования будут прежде всего европейская бюрократия, а также развитые страны старой Европы, являющиеся основными бюджетными донорами. Это открывает широкие возможности по навязыванию «европейских» ценностей в их либерально-мультикультурном варианте или распределения миграционных квот по всем странам — членам ЕС и т.п.
Для Польши и Венгрии с их евродиссидентством и высокой зависимостью от европейских дотаций все это может стать весьма неприятным сюрпризом. Именно поэтому они восстали против нового бюджета, заблокировав его принятие (для этого необходимо согласие всех 27 стран-участниц).
Очевидно, что история на этом не закончится и на Венгрию и Польшу будут давить, чтобы они все-таки одобрили принятие важных финансовых документов. Однако и они, со своей стороны, будут добиваться устранения не устраивающих их пунктов. Затянуться эта процедура согласования может довольно надолго.
Венгрия и Польша пытаются использовать в своих интересах механизм принятия решений в ЕС, который требует консенсуса всех стран-участниц. Однако учитывая ограниченность ресурсов этих восточноевропейских стран, им вряд ли удастся долго противостоять интересам своих более развитых и влиятельных соседей.
В итоге Будапешт и Варшава могут оказаться перед выбором: либо принять и подчиниться европейскому порядку, выстраиваемому евробюрократией и развитыми странами старой Европы, либо ограничить во имя политической и идеологической самостоятельности свое участие в ЕС (так называемая «Европа разных скоростей»). Однако в таком случае рассчитывать им придется в первую очередь на собственные силы, а не на европейские дотации.
vs.shimoff@gmail.com