Европейский бизнес в Иране оказался под ударом США

Евросоюз перейдет с доллара на евро

На прошлой неделе американский посол в Берлине Ричард Гренелл написал в своем твите, что немецкие (и вообще все европейские) компании должны немедленно свернуть бизнес в Иране. Это связано с решением Дональда Трампа о расторжении иранской ядерной сделки. «Европа — не вассал Америки», — жестко ответил министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр. Он заявил, что ЕС будет защищать свой экономический суверенитет и не позволит США навязывать полицейский диктат мировой экономике. Германские деловые круги тоже осудили высказывание и потребовали от МИД ФРГ напомнить американскому послу, что тот не имеет права давать указания немецким компаниям и тем более угрожать им. В Берлине считают экстерриториальное введение санкций Соединенными Штатами незаконным с точки зрения международного права.

Европейский бизнес в Иране действительно оказался под ударом США. Эксперты уже назвали возможные пути, как обойти американские санкции. Европейцы могут привести в действие решение Совета ЕС 1996 года, названное Blocking Regulations, которое запрещает любому физическому или юридическому лицу подчиняться актам, принятым иностранной державой. Но еще более реален второй шаг. Уже сказано, что Евросоюз намерен перейти с доллара на евро при оплате поставок нефти из Ирана.

«Евротройка» — Франция, Германия, Великобритания — и Иран договорились разработать программу поддержки и укрепления экономических связей в ответ на выход США из соглашения по ядерной сделке. В первую очередь речь идет о продолжении торговли нефтью, газом и нефтепродуктами. Об эффективных банковских транзакциях. Решено продолжить контакты с Ираном в сфере авиационного, морского и наземного видов транспорта. Договорились о предоставлении экспортных кредитов.

Но проблема, суть которой так резко обозначил французский министр, гораздо шире.

Это уже не первый, а как минимум третий «удар колокола», который звонит по Европе после выхода США из соглашения по иранской атомной программе. В первую очередь речь идет о подрыве режима нераспространения ядерного оружия. Если, не дай бог,  на Ближнем Востоке начнется гонка ядерных вооружений, то нынешняя террористическая и мигрантская угроза для Европы окажется детской забавой. Вторая реальная опасность заключается в попытке Вашингтона изменить баланс сил в регионе вплоть до смены нынешнего иранского правительства. Попытка заставить Тегеран отказаться от своих интересов и своего влияния в регионе может привести к большой войне.

Но была у соглашения и третья, хотя и прямо не высказанная цель, но может быть, самая главная. Она заключается в том, что после исторической сделки в 2015 году Иран начал полноценное сотрудничество с Западом и в целом успешно интегрируется в мировую экономику. Страна, которую так долго держали в цепях санкций, превратилась в созидательного, делаю акцент на этом слове, игрока на мировой арене. Чтобы там ни говорили про поддержку Ираном неких региональных группировок, его заинтересованность в глубокой экономической интеграции с миром определяла и его созидательную роль в глобальном масштабе.

И эти интересы Тегерана совпадают с политикой региональной безопасности ЕС. Дипломатическое совещание, которое состоялось на этой неделе в Брюсселе, имеет огромное значение для будущего Евросоюза в качестве политического субъекта. В иранском вопросе Брюссель уже солидаризировался с Россией и Китаем. Это делает еще более актуальной идею Минска о том, что взаимодействие по линии Европейского союза, Евразийского экономического союза и в целом евразийского региона может стать весьма значимым элементом формирующейся новой глобальной системы отношений.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter