Евросоюз экономит на спичках...

Пограничный автомобильный переход "Брузги-Кузница" с 23 ноября нынешнего года по 31 декабря 2002-го будет закрыт на реконструкцию.
Пограничный автомобильный переход "Брузги-Кузница" с 23 ноября нынешнего года по 31 декабря 2002-го будет закрыт на реконструкцию.

И если до этой недели сохранялась пусть и весьма призрачная надежда на то, что на данном погранпереходе удастся хотя бы частично сохранить трансграничное движение, то после состоявшегося здесь заседания подкомиссии белорусско-польской межправительственной координационной комиссии по вопросам трансграничного сотрудничества она растаяла. По инициативе польской стороны пункт пропуска "Брузги-Кузница" с конца ноября будет закрыт полностью, несмотря на менее "безболезненные" решения проблемы перехода, предложенные белорусской стороной.

Невыгодность такой реконструкции для обеих стран очевидна. Погранпереходы приносят государству большую прибыль в виде таможенных пошлин и сборов. Если закроется один из них, возникнет столпотворение на соседних переходах. Кроме того, по мнению пограничников, может произойти обострение криминальной обстановки в приграничных районах. Ведь пункт пропуска для многих местных жителей как с польской, так и с белорусской стороны - это прежде всего источник существования. Многие жители приграничья работают на самих пунктах пропуска, соседствующих с ними магазинчиках, кафе, занимаются мелкорозничной торговлей на польских или белорусских рынках. С закрытием, пусть и временным, одного пункта пропуска многие останутся без работы. Однако польскую сторону, судя по складывающейся ситуации, это мало волнует. Дело в том, что по линии Евросоюза Польша получает средства на обустройство пограничной инфраструктуры, которые необходимо куда-то вкладывать. В противном случае денежный поток может иссякнуть. Сейчас решено вложить деньги в реконструкцию пункта пропуска "Кузницы". По задумке проектировщиков там будут воздвигнуты современные терминалы, способные пропускать до 8 тысяч автомобилей в сутки. Но и сами поляки прекрасно понимают, что эта цифра сугубо теоретическая. Движение через пункты пропуска предусматривает двусторонний контроль. В Брузгах при проектной пропускной способности терминалов в тысячу автомобилей сегодня проходит до 2,5 тысячи транспортных средств в сутки. И даже если польские терминалы смогут принимать почти в три раза больше машин, то пропускная способность нашего пункта существенно не изменится. В результате количество въезжающих- выезжающих в Польшу и Беларусь автомобилей через переход "Брузги-Кузница" сохранится на прежнем уровне.

Как сообщил корреспонденту "СБ" начальник управления пограничного контроля Госкомитета погранвойск Владимир Ананич, по большому счету, сейчас, помимо формального освоения инвестиций, в реконструкции пункта пропуска в "Кузнице" для поляков смысла нет. Как показывает практика, многие польские крупные терминалы сегодня загружены на 30 - 50 процентов и, несмотря на это, на погранпереходах стоят очереди. Причина их возникновения кроется в различиях законодательств, нормативных актов и инструкций, которыми пользуются белорусские и польские пограничники и таможенники. Однако на самих пунктах пропуска видят и другие первоисточники очередей.

К примеру, на переходе "Брузги-Кузница" с белорусской стороны сейчас "толпится" несколько сотен автомобилей. Иногда водителям приходится стоять в очереди около суток, и когда особо возмущенные граждане начинают шуметь, стражи границы их подводят к началу очереди и показывают, что здесь стоят уже давно "оформленные" автомобили. Вот только представители польских контролирующих служб их осматривать не торопятся. По словам заместителя начальника отделения погранконтроля "Брузги" Николая Жигэу, создается впечатление, что польские таможенники задерживают очередь специально...

Что же касается перспектив работы перехода "Брузги-Кузница", то, по мнению и пограничников, и водителей, автомобильные очереди после реконструкции меньше не станут. Менять необходимо не терминалы, а принципы и подходы к работе. Именно тогда исчезнет излишняя волокита и пункты пропуска начнут функционировать наиболее эффективно. Однако на такие начинания Евросоюз, к сожалению, денег не выделяет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter