Эксперт об уроках засухи в ЕС и конкурентоспособности нашей продукции

Европейская жажда

Государства Европейского союза поразила самая сильная засуха за последние полвека. Глобальный ущерб от нее во многих странах планеты за половину этого года составляет минимум 13,2 миллиарда долларов. Такой цифрой пугают европейские экономические газеты. Не обошла она также США, Пакистан и Китай. Между тем в Беларуси 2022-й запомнится рекордным урожаем. Как известно, намолотили более 8 миллионов тонн зерновых, а в целом рассчитываем на 11 миллионов тонн.

Фото из архива.

К результату прошлого года уже сейчас прибавили полтора миллиона. Высокие урожаи ожидают и в России — 127—130 миллионов тонн зерна, на 6—10 миллионов больше прошлогоднего. Уборка там продолжается, но и засуха в Европе, по прогнозам, продлится до середины осени. Каким образом это скажется на ценах и конкурентоспособности нашей продукции?

Только 3 процента воды пригодно для сельского хозяйства и промышленности. Некоторые страны, к примеру Испания, собирались использовать опреснители на побережье океана, чтобы поливать растения. Но выяснилось, что это работает всего пять лет, а затем почва становится соленой и на ней вообще ничего не растет.

По оценкам специалистов, сейчас больше 60 процентов территории ЕС подвержено критической засухе, 47 процентов уже пострадали, а на 17 процентах угодий сельхозрастения полностью высохли. Уборочная кампания в ЕС завершилась, недобор пшеницы (ее используем как эталон, к которому приравнивается вся зерновая группа) к прошлому году — от 30 до 50 процентов. Почему так? В семь раз уменьшилось количество осадков по сравнению с прошлым годом. Кроме того, на 20 процентах используемых земель раньше применяли орошение. Но санкции, рост цен на газ и электроэнергию, энергетический кризис, недостаток удобрений… В итоге фермерам в Европе запретили пользоваться орошением. Для любой энергетики нужна вода. Гидроэлектростанции остановились из-за обмеления. Атомным электростанциям также не хватало воды для охлаждения реакторов и работы турбин. А ведь очевидно, что при остановке энергетики экономика также станет на паузу.

Но главная проблема — 70 процентов всей воды используется в сельском хозяйстве. Сегодня для производства тонны пшеницы нужно 10 тонн воды, тонны молока — в 30 раз больше воды. И даже уменьшение валового сбора пшеницы, чреватое ростом стоимости продуктов на 50 процентов, — не последняя беда европейцев. Не зря Президент Беларуси Александр Лукашенко во время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее» в очередной раз напомнил: «Самое опасное всегда — это экономика. Зачем мне сдавать куда-то Беларусь? Природный газ у нас в 20 раз дешевле, нежели в Западной Европе. В 20 раз дешевле, чем в Польше».

Продолжается заготовка кормов, и в ЕС их стоимость самая высокая за всю историю. Уже видны результаты: в среднем за сутки недобор молока от одной коровы у них достигает 3 килограммов к уровню прошлого года. Но страшное еще впереди. Кормопроизводство требует еще больше влаги. Вот пример: в том же Израиле вообще не занимаются кормами — пустыня. Основные поставщики кормов в Израиль и ЕС, как и в случае зерна, — Украина и вся Восточная Европа. Из-за их дефицита просчитывается рост стоимости продукции животноводства как минимум на 30 процентов. А засуха не останавливается, и окончательные убытки подсчитывать рано. Возможно, вслед за жарой придет аномальный голод. Ни одна страна в мире от этого не застрахована. 60 процентов урожая всегда зависят от климата.

Еще один урок, который можем извлечь из засухи в Европе. Наш Президент не раз и не два напоминал об использовании мелиорированных земель. Сейчас от аномального зноя в Польше, Германии и Голландии меньше пострадали земли, которые мелиорировали. Да, в обычный год на них получали пять урожаев трав, а сейчас два, но это лучше, чем ничего. У нас в стране 2,9 миллиона гектаров таких земель. Не нужно их распахивать, главное — корма, с ними будет и молоко, и мясо. В советское время планировали у нас в стране мелиорировать еще около миллиона гектаров почв.

Третий урок, который учит Европа: первым останавливается без дешевого газа производство удобрений, оно энергозатратно. Что касается нашей страны, то продукция становится все более конкурентоспособной на рынке, потому что у нас ресурсы дешевле. А вспомните санкции на наши калийные удобрения! Парадокс в том, что во время засухи высокие дозы калия могут увеличить срок жизни растения на 10—15 дней. Пока энергоресурсы у Европы есть, на эту осень хватит, но фермеры уже блокируют улицы немецких городов. Идет борьба за жизнь, ключевые игроки — США, Россия и Китай, а Европа не кажется самостоятельной в принятии решений. Весна следующего года — вот когда скажется недополучение европейцами продуктов питания и энергии.

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter