Европа в страхе … от своих действий

Вчера исполнилось ровно 8 недель, как волею судьбы мы с семьей оказались в роли заложников режима «confinement» в Брюсселе из-за объявленной ВОЗ за 3 дня до этого пандемии коронавируса. Надо сказать, что 56 дней – это срок, достаточный для того, чтобы ощутить на себе все прелести пусть не самых жестких, но все же весьма цепких «лап» бельгийского карантина.

Брюссель. Бельгия

Когда 2-го марта мы прилетели на самолете из Минска в Брюссель, то эпидемиологические ситуации в родной Беларуси и гостеприимной на тот момент Бельгии были схожими. Официальная статистика накануне лишь только начала отсчет заражений COVID-19: соответственно 1 и 2 выявленных случая. Даже в Италии, первой в Европе запаниковавшей по поводу “китайской заразы”, все еще было относительно спокойно. Настолько спокойно, что я купил билет на самолет до Милана на 5 марта, собираясь слетать туда на пару дней в запланированную командировку. Но стремительно развивающиеся события, увы, внесли свои коррективы в мои планы. В Италию я так тогда и не попал из-за отмененного рейса, и когда теперь туда попаду – еще неизвестно.

В ожидании права войти в магазин 

Каждый день приносил все новые и новые сведения о числе заразившихся, умерших, выздоровевших от опасного вируса. Все международные СМИ, и особенно телеграфные и информационные агенства, с удивительным упорством принялись за эшелонированную обработку своих читателей и слушателей. Вся иная иформация автоматически отодвигалась на второй план, как менее значимая. Еще недавно такие дружные и открытые для туристов всего мира европейские страны стали экстренно принимать меры по самоизоляции. Правительства этих стран назвали эту экстренность “оперативным реагированием”, но внешне это все равно было больше похоже на панику перед угрозой нашествия “неизвестного врага”.

Польша, следом за ней и Венгрия, одними из первых решились на беспрецедентные шаги: закрыть свои границы. Причем, не только внешние, но и внутренние европейские. И для этого им даже не потребовалось какого-либо разрешения со стороны общеевропейского правительства. Благодаря формулировке ВОЗ о “пандемии”, обстоятельства приобрели форму форс-мажора. Чтобы соблюсти хоть какую-то видимость, что Еврокомиссия все еще держит ситуацию в Евросоюзе под контролем, Брюссель в срочном порядке на своем саммите вслед за этим принимает решение о закрытии всеми странами ЕС внешних и внутренних границ.

Зубная паста: предложений меньше, но цены заметно выше 

И только далекая от центра Европы Швеция, насчитывающая более 10,3 млн жителей, осмеливается на собственный эксперимент. В этом северном королевстве решили жить так, как и до пандемии. Ограничились только профилактическими мерами, как в период обычных зимних обострений остро-респиратоных вирусных инфекций. Таким же образом, только уже на фоне стран бывшего СССР, поступила и Беларусь.

Белые вороны

Каково это быть белой вороной в стае черных птиц? А если еще это множество ворон считает, что именно они в стае самые белые и пушистые, а вот те две, выделившиеся, как раз-таки самые черные и опасные?

Даже псу надоели бесконечные прогулки вокруг дома 

И уже под самыми пристальными взглядами критически оцениваются ситуация и статистические данные в Швеции и Беларуси. Ведь именно их показатели должны быть по всем прогнозам самыми ужасными. Однако на деле оказывается все не так страшно, как это, например, пророчили астрийские власти своему населению, когда обосновывали срочные меры по карантину. Недаром же Херберт Кикль, бывший министр внутреннх дел Австрии, на недавнем совещании в федеральном правительстве выступил с обвинениями в адрес канцлера австрийской республики по поводу неадекватности карантинных мер со сложившейся обстановкой.

Но если у австрийцев по сравнению со шведами ситуация несколько получше, то вот Бельгии впору действительно сравнить свои показатели со Швецией. При почти одинаковом числе населения и проживающих в столицах этих государств людей число заболевших коронавирусом на сегодня составляет у бельгийцев в два раза больше, чем у шведов: 52.596 против 25.921. Первый пик вспышки в обоих королевствах уже прошел, и ежедневный прирост пока составляет сегодня у шведов 656 против 585 зараженных пациентов у их бельгийских оппонентов. При этом смертность у северян - 12,43% от числа инфицированных, в то время как в Бельгии, лидирующей по этому печальному показателю в мире, она сегодня составляет 16,32%.

Традиционный обмен книгами считается вирусоопасным

В Беларуси распространение заболевания от нового вируса с начала весны шло медленнее. Напомним, что оно проходило без ухода страны на карантин, без остановки предприятий и без всеобщей обязательной изоляции людей по месту их жительства. В сравнении с Бельгией белорусы вышли на отметку 400 заболевших всего, с которой Брюссель ушел в карантин, тремя неделями позже бельгийцев. Поэтому скорее всего колебания на уровне так называемого плато, которое отмечается в Беларуси с начала мая на отметке 800-950 заболевших, продолжатся еще около недели. А затем почти наверняка эти цифры начнут уменьшаться.

Но даже при этом нынешнем росте количество зафиксированных заболеваний коронавирусом у белорусов сегодня 22.052 против 52.596 у бельгийцев. При этом смертность от коронавируса среди заболевших COVID-19 в Беларуси (0.6%) значительно ниже, чем Бельгии (16,32%).

Верить ли официальным цифрам?

Некоторые мои друзья, находящиеся сейчас в Минске, пытаются переубедить меня в этих цифрах, подвергая сомнению их объективность. Мол, в Беларуси власти манипулируют с данными, поступающими из больниц, а на самом деле якобы резко возросла в последнее время смертность, причиной которой - коронавирус. Позволю себе не согласиться с таким подходом.

И покупать стали меньше, и очередей поменьше 


Во-первых, общая ежедневная смертность в Беларуси в этом году составляет в среднем 366 человек, а в прошлом году была 369. Ни о каком резком приросте речи не идет. Эти цифры любой может проверить самостоятельно на международном сайте www.countrymeters.info, который в реальном времени ведет подсчет по каждой стране и в мире вообще количество родившихся, эмигрировавших, умерших и т.д.

Во-вторых, учитывая, с какой скрупулезностью негосударственные белорусские СМИ отслеживают каждый из смертельных случаев у нас в стране, проводя чуть ли ни журналистские расследования при малейшем подозрении, вряд ли официальному Минску удалось бы в значительной мере манипулировать с цифрами.

На входе в магазин санитайзер и бумага 

Есть еще один контраргумент моим собеседникам-скептикам. О занижении уровня смертности от коронавируса в России они почему-то не говорят, считая, что в данном случае российская сторона ведет себя более честно. Я бы сказал даже больше. Российским властям на момент принятия драконовских мер жесткого карантина было выгодно “сгустить краски”, чтобы оправдать жесткость своих “карантинных мероприятий”. Но ведь у них тоже показатель смертности от числа инфицированных не превышал и не превышает 1%. Поэтому, судя в целом по схожести систем здравоохранения в РБ и РФ, можно сделать вывод, что действительно этим показателям низкой смертности можно доверять.

Не скрывая целей

До недавнего времени самый простой способ получить в Европе самую последнюю информацию о том, что происходит в мире, это было просмотреть очередной выпуск «Евроньюс», передачи которого осуществляются на всех основных языках. Европейцы в большинстве своем уже отвыкли от серьезного анализа информации и пристрастились к более простому потреблению информационного «фаст фуд». И в этом плане именно «Евроньюс» стал основным поставщиком и распространителем самых свежих новостных материалов о коронавирусе.

Некоторые родители даже дитя на прогулку одевают маску

Достаточно просмотреть несколько выпусков этого канала, чтобы понять, какая цель поставлена перед этим СМИ относительно пандемии. Можно сомневаться или точно не знать, кто за этим стоит, и кому это нужно? Но в том, что именно «Евроньюс» выступает оружием в руках этого неизвестного нам КОГО-ТО, сомнений нет.

Сюжетов, не относящихся к коронавирусу, здесь практически в последнее время не показывают. Во всяком случае за три последние недели, как я решил анализировать этот «информационный рупор» на предмет его интереса к другим темам, я смог увидеть всего 2 небольших сообщения. Например, 10-секундный о белых медведях в Арктике и 5-секундный о фламинго в Индии. И все!!!! Все остальное только о коронавирусе. Растущее число заболевших и умерших, проблемы карантина, планы по выходу из него и т.д. Такое ощущение, что в мире все остальное просто перестало быть важным.

Сэлфи. Самодельная маска для похода в магазин 


Я не утверждаю, что журналисты в «Евроньюс» врут. Можно эффективно достигать своих целей и не прибегая к прямой лжи. Достаточно манипулировать реальными цифрами, но подавать их в таком виде, что даже небольшой опасностью испугать всех до смерти. Именно характер подаваемых материалов, тенденция их подборки и интонация их подачи, а также беспрерывный повторяющийся поток одних и тех же сведений, - все это в ловких руках мастера способно лепить из сознания своих зрителей нужную форму.

Перчатки нынче в дефиците 


«Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Так на современном молодежном сленге звучит известная поговорка о том, «кто заказывает музыку». Я не знаю, кто именно за всем этим стоит. Я просто констатирую факт: Европу очень умело и последовательно напугали новым вирусом, заставив разорвать сложившиеся десятилетиями экономические, культурные и политические связи. Напугали, воздействуя на самое уязвимое место у человека: боязнь за свою жизнь и жизнь близких людей. А затем Европа уже испугалась сама своих действий по изоляции. И спустя два месяца европейские государства решили начать возвращение к нормальной жизни, опасаясь, как бы не пройти точку невозврата.

«Сейсмический удар коронавируса по фундаменту Европы». Так «Евроньюс» сам формулирует свою нынешнюю цель, повторяя эту фразу изо дня в день каждые 10-15 минут в своих новостях. И еще одна фраза последние несколько недель регулярно повторяется в перерывах между информационными блоками этого рупора COVID-19. Причем, на этот раз обращает на себя внимание тот факт, что на разных языках она звучит по-разному. На итальянском – «оставайтесь дома», а вот на французском «мы - на войне». Да-да, именно «nous sommes en guerre». И ведь при этом ни одно из государств никому не объявляло войны.

Но своих многомиллионных зрителей «Евроньюс» упорно убеждает, что идет настоящая война. И тут не до аллегорий типа «битвы за урожай» или «сражения на спортивной площадке». Кто-то настойчиво хочет убедить европейцев, что они в состоянии войны. И как нельзя кстати режимы жесткого карантина у одних, введение комендантского часа для других, запрет на публичные мероприятия и собрания больше 2-х человек у третьих, а также жесткие ограничения на перемещения даже внутри страны у всех. О пересечении границ уже и речи нет, они закрыты.

Рабочие на улицах Брюсселя без масок

Я попытался пару дней назад уточнить по телефону у дежурного полицейского одного из брюссельских пригородов, могу ли я, как журналист, съездить, например, для подготовки материала в Люксембург или во Францию? Ответ был жесткий и однозначный: выезд за границу запрещен как журналистам, так и министрам. Яснее не скажешь. Даже выезд за пределы города без обоснованной необходимости наказывается в Бельгии штрафом. Тот же дежурный полицейского управления меня предупредил, давая пояснения по поводу возможности перемещений внутри страны: если потенциальный квартиросъемщик, например, договорится с арендодателем и решит прийти на осмотр своего будущего жилья, то все участники этой «встречи» буду оштрафованы по 250 евро на каждого.

Европа устала от карантина

В этом уже нет сомнений. И не просто устала, а испугалась. Ситуация идет явно к тому, что если не начать из него, из этого карантина, выходить, то недовольство так называемых народных масс, а попросту говоря “законопослушных пока еще граждан” может перерасти во множественные хаотичные выступления протеста. Французы в этом плане уже показали несколько примеров, отмечая участившиеся стычки молодежи парижских пригородов с полицией.

С 4 мая в Бельгии ношение масок в транспорте обязательно 


И это вполне объяснимо. Немало людей потеряли работу из-за коронавируса, в магазинах стали чувствоваться перебои с поставками продуктов и предметов первой необходимости. Например, мыла ни жидкого, ни твердого купить сегодня в Брюсселе невозможно. Еще пока совсем не исчезли шампуни. Пусть не так много разновидностей, как раньше, но зато подороже. Не говоря уже о том, что “под шумок” происходящего на многие привычные товары тоже стали расти цены за счет ажиотажного спроса и нездоровой ситуации так называемого бельгийского confinement. Введены ограничения на покупку товаров: например, мука не более 2 кг в одни руки, перчатки – не более 1-й пары в одни руки. Но и это не помогает. Эти товары фактически в большом дефиците в брюссельских магазинах.

У военных все в порядке и без масок

К тому же, когда речь действительно идет о карантине в связи с эпидемией инфекционного заболевания, то срок 14 дней кажется еще приемлемым. 28 дней – это максимальный срок в сознании обывателя. А вот 8 недель – это уже явный перебор. Он делает ваше пребывание в карантине скорее похожим на проживание в резервации или гетто, чем на карантинные меры по изоляции от возможных носителей инфекции. При этом не будем забывать, что ведь по сути дела нынешняя, кажущаяся весьма тяжелой, ситуация, по ранее установленным ВОЗ правилам, не тянет даже на уровень эпидемии.

Свежие поставки муки, но по цене в 4 раза дороже 

Ведь, обратившись к энциклопедическим словарям, мы находим вполне понятную даже простому обывателю формулировку. Эпидемия – это прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать источником чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5 % жителей территории, или иногда 5 % какой-либо социальной группы.

В Беларуси для 9.5 миллионного населения, например, этот 5-процентный порог – 475 тыс жителей. В Бельгии – он 525 тыс. Для лидирующей в Европе по числу инфицированных Испании, где сегодня число заболевших якобы зашкаливает, достигнув почти 263 тыс, на самом деле пороговая величина 5%, после которой можно говорить об эпидемии, составляет 2 млн 282 тыс (!).

Так что же тогда происходит с Европой и европейцами? Мне почему-то приходит на ум ассоциация со сказкой Корнея Чуковского «Тараканище». Помнится, там большие звери сами себя напугали маленьким тараканом до такой степени, что готовы были пойти ему в услужение или даже умереть от страха. Пока не нашелся какой-то серый воробушек, который случайно, даже не заметив размеров «великана», просто склевал его.  

Специальный человек следит за соблюдением правил на входе в магазин 

Но сегодня, похоже, подобное прозрение потихоньку настигает и других людей в Западной Европе, а не только тех, кому в детстве мама или старшая сестра читали эту сказку. Вот и решили в Евросоюзе начать поэтапный выход из карантина, то есть попытаться вернуться к нормальной жизни. При этом смею заметить, что Бельгия уходила в карантин, когда у нее значилось всего 400 человек инфицированных за пол-месяца на всю страну, а выходить начала, имея ежедневный прирост заболевших почти в полтора раза выше, чем был тогда общий. Но это не мешает руководству страны, не стесняясь, заявлять о своих успехах по сдерживанию распространения пандемии коронавируса.

Правда, бельгийские власти все же делают небольшую оговорку. Мол, мы почти уверены, что новый карантин будет неизбежен, и поэтому к нему следует готовиться уже сейчас. И надо сказать, что Бельгия в этом плане не исключение. Скорее это типичное состояние и для остальных европейских стран.

Утро у брюссельской цветочной лавки 

И у меня по этому поводу остается неотвеченным еще один вопрос: если страны ЕС дружно приняли у себя карантинные меры, прошли этот долгий и изнурительный карантин, и теперь также дружно начали из него выходить, то почему даже внутренние границы в Евросоюзе планируется открыть не раньше середины июня? Неужели «Евроньюс» на самом деле оказался прав, и устои Объединенной Европы не выдержали «сейсмической атаки» коронавируса?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter