Европа минус НАТО?

Европейцы ищут новый формат обороны Президент Николя Саркози озвучил условия возвращения Франции в военные структуры НАТО. Основными из которых являются признание США независимой оборонной политики Европы и предоставление Франции более значимой и менее зависимой от Вашингтона роли в Альянсе. Возможная военно-политическая интеграция Парижа и Берлина потенциально вполне способна довести Североатлантический союз до раскола на два военных блока.

Франция – постоянный источник кризисов внутри Североатлантического блока. В марте 1966 года президент Республики генерал Шарль де Голль объявил об отзыве французских представителей из военной штаб-квартиры НАТО. Формально франко-натовский скандал разгорелся тогда ввиду несогласия президента  Пятой республики с порядком  внутриблоковой иерархии, продиктованной американцами.
Дело в том, что Францию, несмотря на то что она является одним из государств – основателей НАТО и разместила его первую штаб-квартиру в  собственной столице, систематически третировали американцы и англичане. Французам постоянно напоминали о сокрушительном блицразгроме Германией в 1940 году, в связи с чем их национальные вооруженные силы союзниками по блоку всерьез не воспринимались.
Париж долго терпел откровенное издевательство ради атлантической солидарности, но в 1966 году терпение лопнуло. Бригадный генерал Шарль де Голль категорически отказался включить собственную систему ПВО в общую систему
НАТО и не позволил разместить на территории страны американское ядерное оружие. 
В Вашингтоне тогда не нашли ничего лучшего, как усугубить скандал,  назвав политику Франции «куртуазной».   Президент де Голль не промедлил с ответом. Союзникам предписали покинуть специально отстроенный штабной комплекс в Порт-Дофине под Парижем в течение года. Президент Франции вывел своих офицеров из важнейших органов военного управления блока – Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования НАТО, сохранив при этом членство в совете НАТО – высшем органе политического управления Альянсом. При этом генерал круто изменил вектор внешней политики, демонстративно начав сближение с СССР.
Шарль де Голль ни в малейшей степени не был ни сторонником коммунизма, ни «большим другом советского народа». Он был дальновидным прагматиком, игравшим на американо-советских противоречиях с целью усиления роли Франции в Европе и мире. Аналогичную политику проводили и его последователи – от Жоржа Помпиду до Жака Ширака. И хотя Ширак активно пытался вернуть Францию в военные структуры НАТО в 1997 году, США тогда заблокировали его требование о передаче под французский контроль южного фланга Альянса.
Ныне молодой французский президент фактически шантажирует Америку. Строго говоря, Вашингтон топорной политикой по расширению НАТО и авантюрами на Ближнем Востоке сам объективно подталкивает на такие действия. Дошло до того, что исторические антагонисты – Франция и Германия – замышляют военно-политическую интеграцию вне НАТО и за спиной США. 
Берлин и Париж, негативно относящиеся к американскому доминированию в НАТО, имеют планы создания в обозримой перспективе вооруженных сил Евросоюза с собственной штаб-квартирой, основу которых составит германский Бундесвер и французская армия. Никаких связей с НАТО и США  по части  военного сотрудничества не предполагается.
Надо признать, что с учетом ядерного потенциала Франции и возможностей германской экономики – крупнейшей в Европе, такие планы имеют реальное право на жизнь.  
Вполне вероятно, что в случае реализации этих намерений внутри блока могут начаться центробежные процессы. Нельзя исключать, что к Франции и Германии может присоединиться вся так называемая «старая Европа», а стратегические интересы США на континенте будут обслуживать лишь восточноевропейские неофиты – от Польши до Албании. В этом случае  НАТО  прекратит свое существование как единый военно-политический блок.
Если такое случится, то ситуация в Европе качественно изменится. У России могут появиться реальные шансы стать участником этого нового, теперь уже «Староевропейского» оборонного союза. И серьезно поменять геополитическую конфигурацию в Европе. Оставив американцам в качестве утешения лишь влияние на мелкие второстепенные политические режимы.
Можно предположить, что тогда Россия может стать для Европы не только бездонным резервуаром энергосырья, но и своего рода военно-политическим козырем в очень вероятных конфликтах США со «старой Европой». И в перспективе может сложиться так, что ни «одна пушка в Европе не выстрелит» без санкции Москвы.
Если, конечно, подобная возможность появится. И если мы ее не упустим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter