Европа и Азия встретились в Минске

Эксклюзивное интервью нашей газете дал генеральный секретарь ЕвразЭС Григорий Рапота

Существовать замкнуто не могут даже самые развитые мировые державы. Это не гипотеза, а аксиома, убедительно подтвержденная новейшей историей. Такова уж структура современной экономики: она работает эффективно при специализации и тесной кооперации с соседями и партнерами. Конечно, ряд стран могут быть самодостаточными, но исходя не из экономических реалий, а политических. Как говорится, из принципа, но во вред развитию собственного производства и сворачивая до минимума социальные программы. И в этом свете дружба в экономике приобретает стратегическое значение. Беларусь во внешней политике всегда выступала инициатором интеграционных процессов. А в этом году наша республика председательствует в Евразийском экономическом сообществе. Сегодня в Минске начинает работать Межгосударственный совет ЕвразЭС: различные вопросы будут обсуждаться на уровне глав правительств стран-участников. Накануне этого события эксклюзивное интервью «Р» дал генеральный секретарь ЕвразЭС Григорий Рапота.

— За последние полтора десятилетия между бывшими советскими республиками заключались различные интеграционные соглашения. Но самой динамично развивающейся организацией большинство аналитиков и экспертов называют именно ЕвразЭС…

— Успех ЕвразЭС в том, что была правильно выстроена структура содружества. Экономическая интеграция – хорошая идея, но изначально был отработан механизм взаимодействия между странами — участницами сообщества, налажено стабильное его финансирование. Из этих трех составляющих и складывается успешная работа ЕвразЭС. Очень приятно, что сторонние эксперты положительно оценивают нашу работу. 

— Большинство крупных промышленных предприятий в СССР были рассчитаны на потребление продукции всеми 15 республиками. Решает ли ЕвразЭС стратегическую задачу эффективной загрузки производственных мощностей, тем более что Запад старается не пускать конкурентов на свои рынки?

— Во-первых, кроме западных, существуют и другие рынки – восточный, южные. Да и западное направление не закрыто полностью. Ведь удерживает же жодинский БелАЗ треть мирового рынка карьерных самосвалов. Другой вопрос, что хотелось бы увеличить его долю до 40 процентов и более. 

Что касается внутреннего рынка, по экономическим расчетам, он является дееспособным, если объединяет территории с населением порядка 200 миллионов человек. Со вступлением в ЕвразЭС Узбекистана эта планка была достигнута, что, несомненно, положительно скажется на развитии экономики стран — участниц сообщества. Однако одна из главных задач — ориентировать национальные экономики на сегодняшние реалии. Ведь в СССР промышленность строилась исходя из внутренней и внешней доктрины Союза. По некоторым оценкам, в те годы оборонительные расходы составляли до 60—70 процентов бюджетных расходов. Сейчас политические стратегии изменились, военные расходы сократились – изменилась и структура промышленности. 

— Накануне заседаний Межгосударственного совета ЕвразЭС вы встречались с белорусским премьер-министром Сергеем Сидорским. Какие вопросы обсуждались с главой нашего правительства?

— Это обязательный визит и для меня очень важный. Сергей Сидорский является заместителем председателя Межгосударственного совета ЕвразЭС и будет председательствовать на нынешнем заседании. А от позиции председателя многое зависит во время переговоров. С Сергеем Сергеевичем мы, как говорится, «сверили часы»: уточнили вопросы, выносящиеся на обсуждение, расставили акценты по наиболее важным проблемам. Беларусь занимает активную позицию в сообществе, выступила с рядом конструктивных инициатив, поддержанных остальными странами-участницами. И большинство проголосовали за проведение различных мероприятий в рамках ЕвразЭС в Минске. С ролью страны-хозяина Беларусь справляется блестяще, хорошо налажена организационная сторона встреч, чувствуется четкая работа всех ведомств. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter