Евронест против сельсовета

Вот два январских сюжета, которые на первый взгляд друг с другом не связаны. Формирование межпарламентской ассамблеи «Восточного партнерства» (Евронест) и набирающая обороты кампания по выборам в местные Советы... Мнения: оглядываясь на январь

Вот два январских сюжета, которые на первый взгляд друг с другом не связаны. Формирование межпарламентской ассамблеи «Восточного партнерства» (Евронест) и набирающая обороты кампания по выборам в местные Советы. Казалось бы, что общего у одного из направлений внешней политики и чисто внутренней процедуры? И все же на определенном этапе размышления об этих параллелях сошлись в одной точке.


Дискуссия по Евронесту возникла вдруг и из ничего. Формула участия стран в нем определена, казалось, четко. 60 представителей Европарламента и 60 от парламентов национальных — стран — участниц «Восточного партнерства». По 10 от каждой. Из каких соображений польскому депутату Яцеку Протасевичу пришла в голову идея изменить формат участия Беларуси — неизвестно. Он предложил включить в Евронест лишь 5 наших действующих парламентариев, а оставшиеся места отдать политической оппозиции. Причем свое заявление сделал чуть ли не в ультимативной форме: либо так, либо вся квота будет отдана оппозиции.


Одобрительных аплодисментов инициативе пана Протасевича в Европарламенте пока не слышно. Думается, потому, что при всей ценности плюрализма мнений в этой структуре исключительным правом принимать решения от ее имени польского депутата пока никто не наделял. Тем не менее тема была подхвачена и весьма активно обсуждается в интернет–СМИ.


Оставлю пока в стороне вопрос о том, что частные фантазии об особом формате для Беларуси сами по себе странны. Мне прежде всего любопытно, кого, собственно, будет представлять в ассамблее оппозиция? Как она будет реализовывать принятые на ней решения? Ведь почему формула Евронеста предполагает участие именно официальных представителей законодательной власти государств? Думается, чтобы дискуссия по поднимаемым вопросам находила компетентное продолжение на национальных уровнях. Как ее будут развивать оппозиционеры, не имея реальных рычагов влияния у себя в стране, — большой вопрос. И уж совсем непонятно, кто будет определять персоналии носителей альтернативной политической мысли для работы в межпарламентской ассамблее «Восточного партнерства». Уж не пан ли Протасевич? Ведь станут сами решать — обязательно передерутся. Делать что–то сообща без скандалов эти господа не умеют. История уже практически развалившейся коалиции объединенных демократических сил — тому урок.


Впрочем, если уж в Европе действительно хотят видеть представителей оппозиции в Евронесте — вопрос, в принципе, решаем. Председатель Комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Сергей Маскевич предположил, что они могут принимать участие в заседаниях в статусе специально приглашенных. Тогда и Пражская декларация, предусматривающая паритетное участие всех стран в программах «Восточного партнерства», не будет нарушаться.


Конечно, можно сделать допущение, что в стране есть некоторое количество людей, которым идеи оппозиции близки. Насколько оно велико? Здесь как раз и стала заметна корреляция тем Евронеста и готовящихся выборов. Весьма бесславно для наших политических партий завершилась процедура выдвижения своих представителей в территориальные избирательные комиссии. Вместе взятые, они предложили к участию в работе избиркомов лишь 149 человек. Всего лишь 1,1 процента от общего их численного состава. А ведь по обновленному избирательному законодательству могли иметь треть — 33 процента. Это одно из изменений, о необходимости принятия которых оппозиционные деятели громко говорили на всех европейских углах. Но вот получена реальная возможность участвовать в процедуре подсчета голосов. Активности — ноль. Почему?


Большинство политологов усматривает в этом кадровую слабость партий. Иными словами — нет у них столько членов, чтобы воспользоваться открывшимися возможностями. Ну а выводы из этого разъяснять не приходится: какая популярность в массах, такая и численность. Партийные боссы парируют: дескать, не важно, сколько наших людей в избиркомах. Мы сейчас сотни кандидатов в депутаты выставим (до начала выдвижения в избирательные комиссии намерения высказывались не менее бойкие)! Здесь пока от комментариев воздержусь. Будет день — будет и пища. Но по первым предварительным итогам выборной кампании некоторые выводы сделать можно.


Если оппозиция так слаба, малочисленна и не имеет влияния, то в чем смысл ее приглашения в межпарламентскую ассамблею «Восточного партнерства»? С другой стороны, если ее структуры сознательно игнорируют выборы в местные Советы, то это говорит о полном безразличии к политическому процессу внутри страны. Смысл диалога с такими силами еще более туманен.


Хотя самих деятелей, желающих позаседать в Европе, не имея официального статуса, понять, наверное, можно. Ведь это гораздо приятнее, чем попытаться стать депутатом хотя бы сельсовета. Труда немного, ответственности — никакой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter