Еврокомиссаров сошлют в Сибирь

Чем больше Европа — тем больше общих дел. И это вселяет оптимизм, несмотря на печальные итоги ирландского голосования

Провал Лиссабонского договора на референдуме в Ирландии тем обиднее, что произошел он за неделю до саммита ЕС — Россия в Ханты–Мансийске. В российских изданиях откровенно иронизируют над ирландским «похищением Европы» и предвкушают «ханты–мансийский реванш». «И что делать России? — задается вопросом одна из московских газет. — Может, новоявленный Зевс (похититель Европы. — Н.Р.) уже превратился в русского энергетического медведя? Или растерянная европейская Машенька сама навяжет России свои условия?»


Думаю, еще рано хоронить Европейский договор, и позавчерашняя встреча министров иностранных дел ЕС в Люксембурге показала, что они далеки от растерянности. Франция и Германия настаивают на продолжении процесса ратификации этого документа, и французский президент Николя Саркози уже отправился в восточное турне, чтобы убедить в этом чехов, поляков, венгров, словаков... А бундесканцлерин Ангела Меркель обсуждала кризисную ситуацию ЕС в Гданьске с премьер–министром Польши Дональдом Туском.


Увы, это трудная задача. Например, чешский президент Вацлав Клаус не только приветствовал итоги ирландского референдума, назвав их «победой свободы и разума над искусственными элитарными проектами и европейской бюрократией». Он выразил убеждение, что продолжать процесс ратификации нельзя.


Так что «растерянная европейская Маша» действительно потеряла что–то очень важное в самый неподходящий момент. Увы, трудно представить более неудачное время для европейского «похода в Сибирь». Европейский «генералитет» разгромлен — ведь ирландцы отвергли не что иное, как попытку создания единого «центра» в лице председателя Европейского совета и общего представителя по внешней политике. Европейские «политруки» в растерянности — после дублинского «нет» аналитики в один голос сулят Брюсселю очередной кризис. И как теперь договариваться с Россией, если не удается договориться между собой?


...А между тем ирландский референдум оказался весьма своевременным уроком. Это тест на договороспособность.


«Мелким государствам не нравится, когда их учат жизни», — считает премьер–министр Люксембурга Юнкер, упрекнувший крупные страны Евросоюза в высокомерном отношении к Ирландии.


Еще более определенно высказался министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд: «Правительство и народ Ирландии нельзя переезжать бульдозером».


Мне кажется очень своевременным предупреждение, которое сделала немецкая газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг», комментируя провал очередной попытки Евросоюза добиться принятия общеевропейского конституционного договора: «Может быть, надо просто трезво взглянуть на действительность. Союзу европейских государств суждено постоянно бороться с дефицитом доверия граждан. Не исключено, что недоверие будет расти. По мере роста власти и влияния Евросоюз будет все больше отдаляться от простого народа. Ситуацию невозможно изменить посредством предоставления Европейскому парламенту широких полномочий. Он чужд большинству европейцев и занимает в их политическом сознании место далеко позади национальных собраний».


Звучит актуально... Вспомним хотя бы, с каким упорством Евросоюз торпедирует вопрос снижения цен на визы для белорусов. Хотя его призывают к этому и фракция социал–демократов в Европарламенте, и сразу несколько комитетов бундестага, и чешские политики во главе с бывшим президентом Вацлавом Гавелом, я уж не говорю об усилиях наших главных лоббистов, соседей поляков и литовцев... Но поделать все эти уважаемые люди и структуры не могут — все упирается в железобетонное «нет» Еврокомиссии. Можно ли после этого говорить о доверии граждан к ней?..


И очень кстати, что уже с 1 июля председательство в ЕС на ближайшие полгода берет в свои руки одна из больших европейских стран — Франция. Именно к «большой Европе», имеющей, как ни крути, наибольший вес при принятии решений, апеллируют сегодня критики.


Уместно заметить, что на днях в Париже состоялись межмидовские консультации Беларуси и Франции. В ходе консультаций стороны обсудили перспективы развития политического диалога обеих стран, развитие отношений нашего государства с Европейским союзом с упором на предстоящее председательство Франции в ЕС, перспективы сотрудничества в области экономики, а также консульскую проблематику...


Чем больше Европа — тем больше общих дел. И это вселяет оптимизм, несмотря на печальные итоги ирландского голосования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter