Нашли  «лысые»  гены

Два варианта генов, отвечающих за облысение, обнаружила группа ученых из канадского университета Макгилла, лондонского Королевского колледжа и компании «GlaxoSmithKline».

В ходе исследования генетики сравнили геномы 1125 мужчин, страдающих от облысения, и обнаружили два ранее не известных варианта гена на 20-й хромосоме, которые значительно увеличивали риск потери волос. Позже они подтвердили свои данные, проанализировав еще одну группу, состоящую из 1650 представителей сильного пола.

Сами ученые признают, что их исследование стало прорывом в своей области, но при этом пока еще рано говорить о том, что вслед за ним кто-то придумает универсальный способ лечения.

Долгое время ученые считали, что гены, связанные с облысением, скрываются только на Х-хромосоме и передаются по материнской линии. Теперь стало ясно: источников два, причем их обоюдное присутствие повышает вероятность уменьшения волосяного покрова головы в семь раз. А  между прочим, такие «счастливчики» (с двойным набором «опасных» генов) составляют почти 14 процентов мужского населения планеты.

--------------------------------

Млечный  Путь    место  обжитое?

Астроном из Эдинбургской обсерватории Дункан Форган смоделировал несколько различных сценариев возникновения жизни на основе данных о химическом составе звезд в нашей Галактике. Использовав также данные об уже известных экзопланетах, он получил несколько различных оценок.

Для моделирования Форган использовал реальные данные о распределении звезд по массе, светимости и положению в нашей Галактике, после чего специально написанная программа создала ряд виртуальных звезд с определенным количеством планет. Количество планет также определялось не произвольно, а с учетом реальных сведений об известных экзопланетах. Далее каждая из виртуальных планет проверялась на пригодность для жизни и возникновения разумной цивилизации. Последний этап, по словам астронома, был наиболее произволен: исследователь рассмотрел в итоге три различных сценария зарождения и распространения жизни.

В первом сценарии жизнь могла распространяться между достаточно благоприятными для нее планетами с определенной вероятностью. Форган ограничил в своей модели перенос жизни границами одной звездной системы и получил для этого сценария оценку в 38 000 высокоразвитых цивилизаций (число на самом деле не столь велико, если учесть, что общее число планет в Галактике приближается к пятистам миллионам).

Во втором случае распространение жизни было запрещено вовсе, а критерий пригодности планет для жизни ужесточен, и результат сразу изменился на два порядка. В сценарии «маловероятной жизни» мы можем обнаружить около трехсот цивилизаций.

Третий вариант сам автор признает наиболее интересным – в модель было внесено предположение о том, что слишком быстро развивающиеся цивилизации больше подвержены риску самоуничтожения (например, в результате термоядерной войны). В таком случае результат становится закономерно ниже по сравнению с первым сценарием, но все равно выглядит весьма оптимистично: 31 000 высокоразвитых цивилизаций.

--------------------------------

С  нейропротезом  и  обезьяна  управляется

Эберхард Фетц и его коллеги из университета Вашингтона построили систему, при помощи которой обезьяна научилась управлять мышцами своей руки, не имевшей прямой связи с головным мозгом. Опыт открывает заманчивые перспективы для парализованных пациентов с повреждениями позвоночного столба.

Подопытных макак обучили очень простой компьютерной игре, управление которой шло через джойстик. Выигрыш сопровождался наградой. При этом в мозг обезьян вживили электроды, которые снимали сигналы активности с нейронов моторной коры. Именно эти сигналы компьютер и преобразовывал в движение курсора на экране (обезьяна же полагала, что джойстик подключен к компьютеру, и трудолюбиво двигала кистью).

Затем ученые снабдили запястье обезьян электростимулятором и соединили его с компьютером, получавшим сигнал с моторной коры. Нормальный путь нервных сигналов от мозга к руке временно блокировали (уколом специального препарата). И, наконец, переключили видеоигру теперь уже действительно на джойстик. Обезьян нисколько не обескуражили все эти перемены – они продолжили играть, как обычно, доказав, что мозг их успешно управляет парализованной конечностью через компьютерный интерфейс.

Опыт показывает, что у нейронов в моторной коре нет четко предопределенных функций и что кора обладает большой гибкостью в приспособлении тех или иных нейронов для управления конечностями.

А это значит, что будущие медицинские имплантаты для парализованных людей могут быть куда меньше и проще, чем предполагалось. Соединив клетки моторной коры с мышцами наугад, медики должны будут просто подождать, пока пациент обучится правильно контролировать свои конечности. Судя по обезьянам, такое приспособление может оказаться сравнительно быстрым. Правда, от нынешних экспериментов на макаках до появления этой технологии в медицинской практике пройдет еще лет десять, предсказывает профессор Фетц.

Старость  «звонит»  в  39  лет

В каком возрасте человек начинает стареть? На этот вопрос до нынешнего дня не мог точно ответить никто. Теперь же это выяснили. Американские исследователи утверждают, что уже к середине жизни в мозгу постепенно перестает вырабатываться миелин (смесь липоидных и белковых веществ, входящих в состав оболочки нервного волокна) и постепенно начинают ухудшаться двигательные и когнитивные функции организма.

Во время исследования ученые попросили группу мужчин в возрасте от 23 до 80 лет выполнить несложное задание, связанное с движением (печать нескольких строк на клавиатуре), а затем сравнили скорость выполнения задания и связали различную скорость с разным уровнем миелина. Для этого каждому из 72 участников эксперимента провели магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга, с помощью которой были произведены измерения сохранности уровня миелина в чувствительных соединениях лобных долей. Максимальная скорость печати (количество напечатанных за 10 секунд символов) была измерена непосредственно перед проведением МРТ.

Исследование подтвердило предположения ученых: скорость движения пальцев при печати и сохранность уровня миелина в головном мозге связаны напрямую. Пика своей жизнеспособности кривые скорости и уровня миелина достигают в возрасте 39 лет, а затем начинают постепенно снижаться. Это позволяет ученым утверждать, что общее старение организма начинается именно в 39 лет.

Ной  проследил  за  Богом

«Мост в никуда» или «Волос из бороды Бога» — так образно авторы открытия охарактеризовали гигантскую нить из темной материи, вдоль которой, словно бисер, нанизано сразу несколько галактик. Группа исследователей из Тель-Авивского университета под руководством Ноя Броша обнаружила новое свидетельство одной из теорий крупномасштабного строения Вселенной.

Существует предположение, что в самом большом масштабе галактики или их скопления группируются вдоль стенок огромных «мыльных пузырей», внутри которых концентрация материи несравненно меньше. Причем, как ясно из последних данных, стенки таких «пузырей» могут быть сформированы из темной материи, которая притягивает материю обычную и таким образом концентрирует ее, вызывая рождение новых звезд.

Новое подтверждение такого взгляда на строение Вселенной нашли астрономы из Тель-Авива в сотрудничестве со специалистами из университета Корнелла. Они обнаружили в космосе 14 галактик, лежащих на одной линии.

Ученые полагают, что эта невидимая линия, вдоль которой расположены 14 «островов» из звезд, сформирована темной материей. И эта нить, в свою очередь, является местом пересечения двух соседних «мыльных пузырей», тем местом, где их стенки оказываются толще. Это образование сходно с «вселенской рекой», по которой плывут галактики —спутники Андромеды, только новая нить гораздо крупнее. Примечательно, что 13 из 14 галактик, изученных в ходе новой работы, демонстрируют интенсивное звездообразование, что опять-таки косвенно указывает на высокую концентрацию темной материи, влияющей на материю обычную.

Из-за этого созидательного процесса Брош и сравнил вновь открытую структуру с «волосом из бороды Творца». Что касается другого неофициального ее названия — «Мост в никуда», то оно связано с тем, что начало и конец данной невидимой нити определить затруднительно.

Температура    как  на  ладони

Группа ученых под руководством Уоррена из университета Дюка придумала способ точного измерения температуры внутренних органов тела человека. Теперь бороться с раком станет немного легче. И все благодаря использованию метода магнитно-­резонансной томографии (MРТ), который позволяет заглянуть внутрь человека без какого-либо вмешательства — использования различных зондов и игл.

MРТ-сканер регистрирует радиочастотный сигнал, излучаемый протонами, и на основе полученных данных строит изображение ткани. Американские биологи немного модифицировали сигнал и получили MРТ-термометр.

В университете Дюка уже были перепрограммированы некоторые аппараты для магнито-резонансной томографии, сейчас технология проходит клинические испытания. Уоррен считает, что до проб метода на людях пройдет еще примерно полгода.