Эврика!

Научная мозаика
Сколько граней у витамина D?

Чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, достаточно добавить в рацион больше продуктов с витамином D. Это показали недавние исследования ученых из Университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Дефицит витамина D характерен для многих жителей Европы и России — все из-за малого количества солнечных дней и нехватки этого витамина в рационе. А ведь этот элемент важен для правильного обмена кальция и фосфора, укрепления костей и зубов. Доктора часто прописывают витамин D детям для предотвращения рахита или других проблем с костями. Но вот взрослым такие рекомендации дают редко. И, как оказалось, совершенно напрасно. В исследовании, которое провели ученые из Великобритании, приняли участие более 150 000 пациентов из разных стран мира. И во всех случаях ученые обнаружили прямую связь между низким уровнем витамина D и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. После того как были проанализированы результаты, оказалось, что на каждые 10 % увеличения концентрации витамина D отмечено снижение риска развития гипертонии на 8,1 %.

Давно известно, что витамин D полезен для костей. Но теперь выяснилось, что этот витамин снижает давление и сокращает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому обязательно стоит добавить в рацион продукты с витамином D.

В то же время следует помнить, замечает «CNews.ru», что в погоне за здоровьем нельзя терять здравый смысл. Избыток витамина D так же опасен, как и его недостаток. поэтому не забывайте консультироваться со своим доктором, чтобы не допустить развития опасных состояний.

Готовят подарок диабетикам

Жизнь диабетиков в будущем полностью изменит искусственная поджелудочная железа, которая контролирует уровень сахара в крови и через инфракрасный канал передает информацию инсулиновой помпе. Устройство представляет собой небольшой прибор, который самостоятельно определяет уровень глюкозы в крови и вводит нужное количество инсулина. Прибор впервые был испытан в домашних условиях пятью больными сахарным диабетом первого типа.

Искусственная поджелудочная железа, над которой несколько лет работает Кембриджский университет, — это спасение для больных сахарным диабетом первого типа. При сахарном диабете первого типа собственная поджелудочная железа не вырабатывает достаточное количество инсулина для переработки сахара, потому требуются постоянные инъекции этого гормона. Разумеется, необходимость данных процедур усложняет жизнь диабетиков: они должны сами контролировать уровень сахара и самостоятельно вводить нужное количество инсулина шприцем или другими инструментами до нескольких раз в день. Наличие инсулиновой помпы немного облегчает задачу, но и в этом случае сам больной измеряет уровень сахара в крови и настраивает время и частоту ввода инсулина. Ценность же нового устройства состоит в том, что оно максимально упрощает процесс контроля состояния организма и помогает избежать огромного количества побочных эффектов болезни.

Исследователи надеются, пишет «CNews.ru», что в будущем больным будет достаточно рано утром прикрепить прибор и в течение всего дня даже не думать о болезни, количестве сахара в крови и необходимости делать инъекции инсулина. В перспективе искусственная поджелудочная железа могла бы помочь и больным сахарным диабетом второго типа.

Был ли кислород на Марсе? Был!

Атмосфера Марса была насыщена кислородом, причем это произошло задолго до того, как подобная газовая среда сформировалась на планете Земля. Неожиданное открытие планетологи сделали, изучив базальтовые породы, найденные марсоходом «Spirit» в кратере Гусева.
«Породы в кратере содержали в себе больше кислорода, чем частицы метеоритов, несмотря на их одинаковое происхождение. Это удивило нас, так как метеориты «молоды» — им всего 180 —1400 млн. лет, а породы в кратере Гусева, которые изучил «Spirit», сформировались 3,7 млрд. лет назад. По всей видимости, минералы в нижних слоях литосферы Марса хранят в себе кислород, впитавшийся в них тогда, когда они контактировали с атмосферой юной Красной планеты», — заявил один из руководителей группы, сделавшей открытие, Бернар Вуд из Оксфордского университета.

Оказалось, что базальтовые породы внутри кратера Гусева содержат в себе относительно много атомов окисленной серы, что свидетельствует о присутствии больших концентраций кислорода на планете в то время, когда они формировались. По словам ученых, которые приводит «Detalimira.com», ссылаясь на результаты научной работы, опубликованные в журнале «Nature», доля кислорода была сопоставима с аналогичными значениями для земных базальтов.

Как погуляешь, так и поспишь

От того, вынужденно вы не спите или делаете это по доброй воле, зависит, какой гормон регулирует ваше состояние бодрствования. Иными словами, от качества бодрствования зависит качество сна. Эту гипотезу, знакомую всем даже на бытовом уровне, научно доказали ученые из Техасского юго-западного университета.
Исследователи провели эксперимент на мышах. Грызунов разделили на две группы и, ориентируясь на естественный график сна и бодрствования, не давали им в обеих группах спать начиная с момента, когда грызуны обычно устраиваются, чтобы вздремнуть. Причем спать им не давали по-разному.

Первую группу мышей несколько раз пересаживали в новую клетку, и каждый раз мыши с огромным любопытством по часу увлеченно бегали по новой клетке, изучая все ее уголки, запахи и прочие особенности нового жилища, не выказывая признаков сонливости. После этого мыши значительно дольше засыпали и были беспокойными. Вторая группа тоже не спала примерно час, но здесь ученые старались не давать мышам спать самым нежным и деликатным образом — постукивая по клетке или помахивая рукой перед грызунами, которые находили теплый уголок и явно собирались уснуть. Вторая группа мышей уснула практически сразу, как только ученые перестали их тревожить. И это несмотря на то, что мозговая активность мышей в обеих группах показывала одинаковую степень нужды во сне.

По сути, то же самое происходит с подростками, которые сходили на вечерний рок-концерт или наигрались в активные игры перед сном, они долго не могут угомониться и спят беспокойно. Или родители, которые сидят в ожидании своих чад поздно ночью, не давая друг другу провалиться в глубокий сон, чтобы услышать, как в дверь постучат, и уже потом спокойно лечь спать.

Но для ученых было важно понять, какие молекулярные процессы происходят в мозге в обоих типах бодрствования и как их можно регулировать. Возвращаясь к мышам, в ходе эксперимента ученые обнаружили, что на эти процессы влияют два разных белка, каждый из которых связан с разными аспектами сна. Уровень первого связан с тем, как долго исследуемый засыпает, а уровень второго показывает, как долго мозг испытывает недостаток сна и связан с мозговой активностью, которая как раз и сигнализирует о степени такого недостатка. Выработка этих белков — два совершенно разных биохимических процесса, и впервые их уровень был ассоциирован с качеством сна, засыпанием и дефицитом сна.

По мнению нейробиологов, сообщает «Detalimira.com», понимание того, что на качество сна влияет качество бодрствования перед сном и, главное, знание молекулярных процессов, стоящих за этим, позволит в дальнейшем более качественно лечить проблемы, связанные с нарушениями сна.

Медленно жили, вот и вымерли

Закономерность между размерами многих млекопитающих и их способностью к выживанию нашли ученые из Аризонского государственного университета.

Целью исследования было выяснить, почему некоторые млекопитающие в ходе эволюции достигли огромных размеров (например, слоны и тюлени), а некоторые либо остались неизменными (приматы), либо сильно уменьшились (мыши и некоторые другие грызуны).

В результате ученые пришли к выводу, что размер напрямую связан со «скоростью жизни», которая разбивается на несколько составляющих: продолжительность жизни, возраст, в котором наступает взросление и способность к принесению потомства, а также количество этого потомства. Например, мелкие грызуны, такие как мыши, живут недолго, особенно по сравнению со слонами или приматами, размножаются много раз в течение жизни и приносят помногу потомства.

Новая теория утверждает, что развиться до больших размеров могли только животные, жизненная скорость которых очень низкая, — они дольше созревают и дольше живут. Но они же и менее устойчивы к угрозе вымирания в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств. Один из факторов — то самое медленное созревание, редкое и сравнительно небольшое количество потомства, от которого зависит сохранение вида от вымирания.

Ученые провели расчеты и предсказали, как должны меняться размеры млекопитающих со временем в зависимости от размера и смертности. Так, максимальный размер животного ограничен уровнем смертности в популяции. И поскольку большие животные размножаются реже и меньше по сравнению с животными малого размера, в случае если смертность увеличивается вдвое размер должен уменьшиться в 16 раз.

Мамонтам, пишет «Deta¬limira.com», ссылаясь на результаты исследования, опубликованные в журнале «Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences», не повезло именно по этой причине. Их огромный размер был прямым следствием «медленной жизни» и причиной того, что они не смогли или не успели приспособиться к новым, менее подходящим для жизни условиям, наступившим на планете около 10 тыс. лет назад.