Эксперт высказался о приоритетах в сотрудничестве с государствами ЕАЭС

«Евразийскому агроэкспрессу» нужен зеленый

В Бишкеке прошел первый Евразийский экономический форум, в котором приняли участие члены ­ЕАЭС Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия. Одним из ключевых соглашений по его итогам стал меморандум о сотрудничестве в реализации совместного проекта государств ­ЕАЭС «по ускоренным железнодорожным и мультимодальным перевозкам сельскохозяйственной продукции 
и продовольствия». Наш Президент тогда предложил партнерам по ­ЕАЭС переформатировать логистику в условиях санкций. По его словам, в этом контексте значительный интерес представляет инициатива Евразийской экономической комиссии по реализации проекта «Евразийский агроэкспресс». «Он призван обеспечить регулярные беспрепятственные поставки сельскохозяйственных товаров железнодорожным транспортом. В том числе с Китаем», — уточнил белорусский лидер. Для чего нам необходимо дальнейшее укрепление связей и сотрудничества в рамках ­ЕАЭС и как к нему относятся наши партнеры? Попробуем разобраться в нюансах. 

Но сначала — небольшое отступление. В начале июня в Казахстане прошел респуб-ликанский референдум, на котором я присутствовал в качестве наблюдателя. Это оказалось хорошим поводом пообщаться с коллегами из России, Армении, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Они охотно делились мнениями о перспективах и развитии республик, входящих в ­ЕАЭС. Обсуждали также санкции и способы противостояния им. 

По идее, у всех государств ­ЕАЭС должно быть стремление создать общую экономику, единые стратегии и цели. Но экономика тесно связана с политикой. К примеру, вспомним, как Генеральная Ассамблея ООН приостановила участие России в Совете ООН по правам человека. Тогда «против» выступили только белорусы, а остальные члены ­ЕАЭС воздержались. Хотя у нас создан экономический союз и для представителей этих стран есть довольно значимые льготы. Получается, с кем они склоняются к союзу? 

Напомню также слова первого заместителя руководителя администрации президента Казахстана Тимура Сулейменова, который заявил, что Казахстан «не будет инструментом для обхода санкций США и Евросоюза в отношении России». Между тем и Россия, и Беларусь поддерживают тесные торгово-экономические связи с Китаем. Мы уже столкнулись с блокировкой железных дорог, авиасообщения с Европой. Поэтому должны быть спокойны за отрезок большого пути до Китая, который проходит через страны ­ЕАЭС. 

Отмечу, что парламентарии из этих стран, с которыми я беседовал, не поддерживают введение таких мер. Но 90 процентов экспорта их государств зависит от России. Сейчас иностранные компании из нее уходят, а это шанс занять новые ниши, заключить миллиардные сделки. Вспомните только свежую новость: белорусский экспорт в Россию по итогам пяти месяцев обогнал экспорт из Германии. И у этих стран есть что продать: у Таджикистана — хлопок, у Казахстана — полезные ископаемые, у Армении — вина, коньяки, овощи, фрукты и орехи. И так далее. 

Почему же они осторожничают и чем все это сдерживается, зачем они присматриваются к другой стороне конфликта? Разгадка проста: доля зарубежных компонентов в оборудовании их перерабатывающих заводов — 90 процентов, а в Беларуси — до 40. Причем речь о западном оборудовании, на которое их «подсадили» страны этого блока. Даже в России у

КамАЗа доля комплектующих из-за рубежа — до 80 процентов. Я не могу не поражаться дальновидности нашего Президента. Как бы ни душили санкциями, у нас удалось сохранить свои легкую промышленность, машиностроение, сельское хозяйство. Но во всех других странах ­ЕАЭС перешли на европейское оборудование, приняли американские и евросоюзовские стандарты. А у нас — ­ГОСТы. К примеру, зачем нам создавать тракторы с двигателями под «Евро-5» и «Евро-6», если Европа их не покупает? Кстати, сначала Евросоюз давал оборудование бесплатно! И сейчас они готовы продавать комплектующие государствам ­ЕАЭС, но в ответ требуют поддержать санкции против Беларуси и России. 

Отмечу, что, как бы там ни было, все хвалят качество наших товаров. А это показатель, чьи ­ГОСТы на самом деле свидетельствуют о качестве. Понравилась такая идея: в Казахстане построили специальный информационный центр про нефть. А мы могли бы такой же посвятить капле молока и нашей молочной продукции, которая известна всему миру. Между прочим, для казахов, киргизов и других представителей стран экономического союза в диковинку, что любые продукты в Минске или нашей деревне одинаковы. У них поддельной продукции так много, что приходится искать настоящую в проверенных магазинах. В странах ­ЕАЭС еще не решили проблему обеспечения себя продуктами питания. По количеству пахотных земель Казахстан занимает 2-е место в мире. Однако сравним: у нас получают 10 миллионов тонн зерна, а в Казахстане — всего 11 миллионов, средняя урожайность у них — 7—9 центнеров с гектара. И это на целине! Почему так? У них экстенсивное земледелие без внесения удобрений. Поэтому и занимают примерно 50-е место в мире в рейтинге продовольственной безопасности, (Беларусь — 16—17-е). Если бы они купили у нас удобрения, урожайность повысилась бы на 50—60 процентов. Пока у них сельское хозяйство дает 6—7 процентов ВВП, а у нас — 20 (вместе с лесным хозяйством). Есть чем поделиться и с соседними странами. К примеру, Азербайджан заинтересован перенимать наш опыт голштинизации молочного скота.

Идея о «Евразийском агроэкспрессе» очень перспективна. У нас есть все для взаимовыгодного сотрудничества. В этих странах должны понять, что отсидеться нельзя, меняется вся геополитическая картина, связи рушатся, возникают новые. Надо решать: если вы с нами, то приоритет дальнейшего развития будет направлен на ­ЕАЭС. Западу от них нужны только нефть и непереработанные ресурсы, скажем, хлопок. Когда они иссякнут, страны ­ЕАЭС останутся одни. Запад может их бросить в любой момент, что они прекрасно видели на примере Афганистана или Сирии. А Россия и Беларусь в любом случае выстоят. Нам нужно беспрепятственное передвижение наших товаров в Китай, так как этот рынок постоянно развивается. Поэтому на форуме в Бишкеке подписаны нужные документы, сейчас идет беспрепятственное передвижение транспорта в Поднебесную. Главное — объединиться и вести взаимовыгодную работу. 

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter