Объявлено, что ЕврАзЭС прекращает свое существование

ЕврАзЭС сделал свое дело

Объявлено, что ЕврАзЭС прекращает свое существование. С начала следующего года ему на смену придет Евразийский экономический союз. На встрече с журналистами генсек ЕврАзЭС Таир Мансуров подвел итоги 14 лет работы организации
Объявлено, что ЕврАзЭС прекращает свое существование. С начала следующего года ему на смену придет Евразийский экономический союз. На встрече с журналистами генсек ЕврАзЭС Таир Мансуров подвел итоги 14 лет работы организации


Евразийское экономическое сообщество было создано для подготовки стран-участниц к формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Время показало, считает Таир Мансуров, что ЕврАзЭС со своей задачей справилось.

В Сообщество входили Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Узбекистан был членом организации в 2006–2008 годах. Армения, Молдова и Украина являлись странами-наблюдателями.

В ЕврАзЭС шла реализация целого ряда межгосударственных целевых программ и концепций. Были сформированы особые институты – Межпарламентская ассамблея, Антикризисный фонд, Центр высоких технологий, Евразийский деловой совет. В 2012 году заработал Суд ЕврАзЭС, ставший надежным инструментом разрешения экономических споров.

Таир Мансуров был назначен генеральным секретарем Сообщества 6 октября 2007 года. До него эту должность с 2001 года занимал Григорий Рапота, нынешний Госсекретарь Союзного государства Беларуси и России.

– Идея о необходимости создания Евразийского союза впервые была озвучена на высоком уровне в 1994 году, – напомнил Таир Мансуров. – Случилось это во время выступления Нурсултана Назарбаева перед студентами МГУ. Глава Казахстана заглянул тогда в будущее. Скептикам он отвечал, что не сегодня завтра мы осуществим эту идею.

По словам генсека ЕврАзЭС, в 1995–2000 годах происходил поиск оптимальных путей интеграционного сотрудничества, пока, наконец, 10 октября 2000 года в Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Он вступил в силу 30 мая 2001 года. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

В сентябре 2005 года премьер-министры стран ЕврАзЭС подписали в Душанбе базовый документ по формированию топливно-энергетического баланса государств Сообщества, проект соглашения о регулировании поставок зерна. В ноябре 2005 года начал свою работу Совет по финансово-экономической политике.

6 октября 2007 года в Душанбе прошел саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза. К концу 2010 года он обрел жизнь.

В октябре 2011 года подписан договор о создании Зоны свободной торговли СНГ. В ходе саммита ЕврАзЭС Владимир Путин объявил о начале реализации планов по созданию ЕАЭС.

В декабре 2012 года достигнута договоренность о реорганизации ЕврАзЭС с передачей части функций Евразийской экономической комиссии. ЕврАзЭС сохраняло за собой решение задач гуманитарной сферы, транспорта, энергетики и реализацию ряда межгосударственных программ.

– После запуска Таможенного союза мне позвонил официальный представитель Европейского союза, – вспоминает Таир Мансуров. – Он никак не мог поверить в то, что это свершилось, и переспрашивал меня по нескольку раз. Больше всего его поражала скорость, с которой мы принимали документы. В Евросоюзе, как известно, на это ушли десятилетия.

Положительной оценки заслужили созданные в рамках Сообщества структуры. Так, Антикризисный фонд ЕврАзЭС (АКФ) был учрежден в 2009 году для преодоления последствий глобального кризиса. 4 июня 2011 года Совет АКФ принял решение о выделении Беларуси кредита в размере 3 млрд долларов для поддержки стабилизационной программы властей республики.

Значимым проектом в финансовом плане явилось и создание Евразийского банка развития (ЕАБР), учрежденного Россией и Казахстаном в 2006 году. В настоящее время участниками банка являются шесть государств.

Было начато создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств – членов ЕврАзЭС. Она обеспечит возможность более эффективного взаимодействия с таможенной системой Евросоюза.

– Теперь интеграционный процесс переходит на новый уровень, – подчеркнул Таир Мансуров. – Но ничто из богатого наследия ЕврАзЭС не должно быть утеряно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter