В Швейцарии предлагают упростить процедуру получения гражданства для мигрантов третьего поколения

Еврабия – это реальность

В минувшее воскресенье в Швейцарии прошел референдум на достаточно резонансную тему. Правительство предложило упростить процедуру получения гражданства для мигрантов третьего поколения. Вопрос непростой для страны, где примерно четверть населения составляют мигранты. Критики поправок считают, что они приведут к дальнейшим послаблениям и в конечном счете позволят всем негражданам, которых в альпийской республике около 25%, легко получить швейцарский паспорт.

Швейцарская народная партия провела накануне референдума шумную кампанию протестов, предупреждая, что изменение правил приведет к исламизации государства. Увы, предварительные итоги плебисцита свидетельствуют, что мигрантам все–таки станет легче получить гражданство. Похоже, швейцарский референдум сделал еще один шаг навстречу к новой реальности под названием «Еврабия».

Концепция «Еврабии» появилась не так давно, в начале 2000–х. Сформулировала ее британский историк Жизель Литтман–Ореби, пишущая под псевдонимом Бат Йе’ор и, кстати, живущая сейчас в Швейцарии. Термин «Еврабия» — это конструкт, состоящий из двух слов — Европа и Аравия. Поначалу так назывался парижский журнал, издававшийся Европейским комитетом по координации дружеских связей с государствами Аравийского полуострова. Позднее, уже в середине 2000–х, «Еврабию» Бат Йе’ор определяла как «геополитическую реальность», сложившуюся в результате неформальных и формальных связей между политическими, деловыми и академическими кругами европейских стран и арабскими странами.

Политика истеблишмента в странах Ближнего Востока, по мнению автора, имела четко продуманные задачи: облегчить условия иммиграции арабских граждан в европейские государства, обеспечить их проживание в этих странах на особых правах, которые отличались бы от прав титульной нации и консервировали бы обычаи и традиции страны происхождения, обеспечить политическую поддержку со стороны основных европейских государств любой общеарабской позиции.

Что же «Еврабия» означает в нынешних условиях? Это когда законы о запрете ношения никаба в общественных местах не действуют; когда в Лондоне несет службу не полиция, а мусульманский патруль, заставляющий прохожих покинуть «мусульманскую территорию» (то бишь восточные кварталы британской столицы); когда спецслужбы Германии не могут следить за происходящими в общинах событиями, поскольку не владеют ближневосточными языками (турецким, арабским, курдским); когда полицейский патруль боится зайти в мигрантский квартал в каком–нибудь европейском городе; когда книги на еврейском языке или на еврейскую тему, скажем о Холокосте, на почте запечатывают в черные пакеты, чтобы не разозлить мусульманскую часть населения; ну и т.д. И это все случаи из нынешней европейской жизни.

По данным общеевропейского опроса 2016 года, на который ссылается канал «Аль–Джазира», большинство граждан европейских государств согласны на запрет иммиграции из мусульманских стран. Наиболее высокий процент таких настроений в Польше (71% опрошенных), самый низкий (41%) — в Испании. В Германии, которая приняла на себя основную волну беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки, почти 55% респондентов готовы к принятию мер против иммигрантов. Предварительные данные по референдуму в Швейцарии пока выбиваются из общеевропейского тренда.

Хотя и соцопрос, и позиция Швейцарской народной партии перед референдумом говорят о волне консервативных настроений в политике. Швейцария стала одной из первых стран Европы, где в общественно–политическом дискурсе в настоящее время появился вопрос о мигрантах мусульманского происхождения. И этот вопрос теперь ставится в центр внутриполитической борьбы. (Напомню, что в 2009 году в Швейцарии запретили строительство минаретов, а в 2013 году кантон Тичино запретил ношение никабов в общественном месте.)

Как бы то ни было, «Еврабия» — это реальность, с которой европейцам надо жить. Теперь Восток в Евросоюзе. Боюсь показаться неоригинальным, но еще раз хочется напомнить, что эти явления не нужно пускать на самотек, ибо пассивность и уступка собственных позиций приводит к появлению новых реалий, с которыми потом трудно будет смириться. Каждый народ заинтересован в сохранении и развитии собственной культуры и традиций, а разумная государственная политика заключается в гармоничном и мирном сосуществовании различных этносов и религий. Именно такая политика проводится в нашей стране, где белорусская нация — это полиэтничная, гражданская нация, которая сильна своим единством.

shavialiou@bsu.by

Советская Белоруссия № 31 (25166). Среда, 15 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter