Эволюция или спецреволюция

Барак Обама уже давно перевалил за экватор своего правления, однако для многих он по–прежнему остается загадкой...

Барак Обама уже давно перевалил за экватор своего правления, однако для многих он по–прежнему остается загадкой. Противоречивая натура президента США дает о себе знать с самых первых дней его обоснования в Белом доме и вызывает замешательство до сих пор как внутри, так и за пределами страны.


Нобелевский лауреат мира и одновременно главнокомандующий войнами в Ираке и Афганистане. Ярый критик Буша и в то же время продолжатель и апологет самого скандального бушевского проекта «Гуантанамо». Лучший друг Мубарака, который тем не менее с первых же часов страстно поддержал египетскую «революцию». И совершенно запутался американский президент в песках Ливии, вначале заявив, что «речь не идет о том, чтобы свергнуть Каддафи», а затем нанеся авиаудары по резиденции ливийского лидера. Но недолго радовались огневой поддержке Кэмерон и Саркози: Обама тут же остудил чрезмерный пыл союзников, отвергнув план наземной операции.


Так кто же он, 44–й хозяин Белого дома? Рыцарь на белом коне, пришедший под овации простых американцев и способный снять застрявший «крейсер» с мели, повторив подвиг Рузвельта? Или же беспринципный политик, творящий темные делишки по всему миру под красивые фразы о великой миссии Америки?


На самом деле Обама уже частично сам ответил на этот вопрос, сказав однажды: «По моему опыту, эволюция более обоснованна, чем ангелы». Какой тонкий юмор насчет американского миссионерства и опирающейся на эту идею самоуверенности, будто только «силы добра» в лице ВВС США могут принести на грешную землю мир и процветание. Тем более что бомбящие сегодня ливийскую территорию американские беспилотники Predator (хищники) даже по определению не тянут на «силы добра». А главное, что привлекает в этом обамовском афоризме, так это признание разумности эволюционного пути развития. Эх, если бы эту житейскую мудрость да положить на ноты внешней политики.


Увы, с этим у Обамы пока плохо получается. И наверное, не совсем по его вине. Соединенные Штаты сегодня переживают свою перестройку, и вся болезненность и противоречивость этого процесса выпала именно на долю Обамы.


Нынешний суверенный долг США, по сути, ничем не отличающий Штаты от других стран–банкротов, не превращается в катастрофу лишь в силу особого положения этой страны на мировой арене. Но чем дальше, тем очевиднее, что США не в силах выдержать честную конкуренцию с новыми растущими центрами силы, прежде всего — Китаем.


Многие аналитики указывают на то, что от доктрины прежнего мирового американского порядка США переходят к принципу управляемого хаоса на планете. Отсюда и вся эта «огненная дуга» нестабильности в исламских странах, от Туниса до Индонезии, которая далека от самих Штатов, но непосредственно угрожает Китаю, России и Евросоюзу.


Мне не очень хочется верить в этот дьявольский план — он и вправду слишком циничный даже для такого грязного дела, как политика, но — факты!.. Подтолкнув друга Мубарака к отставке, Обама вызвал волну нестабильности в регионе. Конечно же, все существующие здесь режимы имеют червоточину внутри: коррупция, неравенство, застой. Но трудно не согласиться с российским политологом Сергеем Кургиняном в том, что здесь чувствуется некая заданность процесса. Аналитик назвал его «спецреволюцией».


Обама и сам мастер на разные красивые слова и лозунги. Но автор книги под названием «Дерзость надежды» должен понимать, что и остальные страны дерзают мечтать о лучшем, нежели «спецреволюции» в ущерб эволюции.

 

"Обама". Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter