В совершенствовании главного юридического акта страны активно участвуют граждане Беларуси. Это делается как через всенародное обсуждение вносимых в Основной Закон изменений, так и через голосование за документ на референдуме. То есть Конституция у нас — это плод по‑настоящему всеобщего творчества, а значит, и всеобщей ответственности.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Конституция Республики Беларусь стала нашим ориентиром, поистине народным государство-образующим документом, что особенно проявилось в ходе наших референдумов.
На встрече, приуроченной к 30‑летию Конституции Беларуси, 15 марта 2024 года.
Диалоговые площадки
У нас богатая летопись конституционного строительства. Сейчас, например, реализуются фундаментальные изменения Основного Закона, принятые по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года.О целесообразности совершенствования Конституции Президентом говорилось давно. А в ходе «Большого разговора» 1 марта 2019 года Глава государства, отвечая на вопрос журналиста, подробно рассказал о поручении судьям Конституционного Суда разработать новый проект Основного Закона страны с акцентом на усиление роли законодательной и исполнительной ветвей власти. «Я думал над этим вопросом, этот вопрос всегда у меня в поле зрения», — заметил тогда Александр Лукашенко.
Таким образом, политические катаклизмы августа 2020 года не являются причиной конституционных преобразований в Беларуси, хотя, возможно, несколько повлияли на динамику подготовки и реализации реформы, которая также использовалась властью для проведения диалоговых площадок и иных информационно‑просветительских мероприятий, направленных на рост общественного правосознания.
Социальный запрос
Впоследствии многие наработки, подготовленные специалистами Конституционного Суда в период до президентских выборов 2020 года, использовались в практике образованной в марте 2021 года Конституционной комиссии, однако некоторые предложения, широко обсуждавшиеся в 2019 — 2020 годах, так и не прижились на белорусской нормативной почве. В первую очередь речь идет об идее перехода на пропорциональную либо смешанную пропорционально‑мажоритарную избирательную систему вместо традиционной для нашей страны схемы выборов депутатов по одномандатным избирательным округам.
Подобный подход лоббировался политическими партиями, которые рассматривали данную реформу в контексте повышения собственного институционального влияния, однако в процессе общественного обсуждения членами Конституционной комиссии не было зафиксировано заметного социального запроса на изменение привычной избирательной системы, за исключением широкого одобрения предложения о едином дне голосования. В итоге позиция о том, что прямые выборы депутатов всех уровней избирателями в рамках одномандатных округов повышают ответственность народных избранников перед гражданами, что в большей мере соответствует демократическим стандартам, возобладала и нашла свое отражение в новой редакции Конституции.
Вместе с тем в контексте изменения архитектуры государственного управления, перераспределения ответственности и властных полномочий произошли довольно серьезные сдвиги.♦ Во‑первых, конструкция власти была усовершенствована Всебелорусским народным собранием, которое в количестве 1200 делегатов обрело конституционный статус.

♦ Во‑вторых, за счет исключения из числа полномочий Главы государства права издания декретов, имеющих силу закона, были ограничены законодательные функции президентской власти.
♦ В‑третьих, с 4 до 5 лет был увеличен срок полномочий белорусского Парламента — Национального собрания, а также расширены контрольные полномочия законодателей путем предоставления права заслушивать информацию Генерального прокурора, председателя Комитета государственного контроля, председателя правления Национального банка о результатах их деятельности.
Правовая «дорожная карта»
♦ По мнению доктора юридических наук заместителя Главы Администрации Президента Ольги Чуприс, за счет институционализации ВНС в Беларуси получила конституционно‑правовое закрепление новая форма гражданского участия в осуществлении государственной власти, а также произошло существенное усиление роли Парламента как представительного органа, что стало следствием перераспределения полномочий между ветвями власти.
♦ Видится возможным прогнозировать, что произведенные коррективы будут иметь положительные последствия для эффективного нормотворчества депутатов, погруженности народных избранников в экспертизу принимаемых законодательных актов.
♦ Важное значение также имеет расширение полномочий Премьер‑министра, повышение роли и закрепление персональной ответственности главы Правительства за результаты работы Совмина, планирование и осуществление бюджетной политики.
♦ Принципиальным нововведением выглядит развитие статуса Конституционного Суда как «независимого арбитра во взаимоотношениях между ветвями власти, с государством и гражданами». В этой связи следует обратить внимание на появление в Основном Законе института индивидуальной конституционной жалобы, что существенно расширяет возможности для обеспечения прав и свобод граждан, позволяет Конституционному Суду выносить заключения о законности судебных решений по конкретным делам, если исчерпаны иные меры судебной защиты.

♦ Переход к новой редакции Конституции выглядел поэтапным, эволюционным и комфортным как для общества, так и для государственного аппарата. Череда электоральных кампаний, старт которых был дан конституционным референдумом в феврале 2022 года, подтвердила нацеленность белорусского общества на мирные поступательные реформы в русле отечественного законодательства и суверенных интересов. Именно Конституция рассматривается как идеологическая и правовая «дорожная карта» в реализации стратегической идеи Президента о преемственности руководства и государственного курса, которая выражается в часто повторяемом тезисе об обновлении элит и «приходе к власти нового поколения».
♦ По прошествии трех лет есть все основания предполагать, что новая редакция Конституции, принятая в развитие прежних версий Основного Закона, способна обеспечить долгосрочное суверенное развитие нашей страны в соответствии с требованиями современности.
♦ «Мы аккуратно должны выстроить систему не перехода власти от Лукашенко к Петрову, Сидорову… Нет. А прихода к власти нового поколения… Но я очень надеюсь, что это будут аккуратные, умные люди, которые, совершенствуя, будут идти от жизни. Это важнейший принцип — эволюционный принцип», — подчеркнул Президент на встрече, приуроченной к 30‑летию нашей Конституции.
ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ СПЛОЧЕННОСТЬ
Плебисцит 27 февраля 2022 года стал четвертым в истории нашей страны, а поддержку предложенным на суд общества конституционным новеллам выразили более 4 млн 440 тысяч белорусов, или 82,86 процента граждан, пришедших на избирательные участки.
С политической точки зрения референдум‑2022 продемонстрировал стабилизацию и оздоровление внутренней ситуации в Беларуси, которая столкнулась с гибридной внешней агрессией и попыткой организации государственного переворота с использованием технологий «цветных революций» после президентских выборов 2020 года.
В этой связи действия властей по проведению Всебелорусского народного собрания 11 — 12 февраля 2021 года и дальнейшая кампания по широкому общественному обсуждению возможных изменений в Основной Закон, инициированная Главой государства и специально созданной Конституционной комиссией, были направлены на купирование возникших угроз и продолжение вовлечения граждан в политический процесс.
Александр ШПАКОВСКИЙ, депутат Палаты представителей Национального собрания, член Постоянной комиссии по международным делам.