Евгений Стычкин: живу с ощущением, что могу и должен свернуть горы

В течение трех последних лет актер работал практически без выходных. В 2016 году у Евгения вышло девять фильмов, в 2017-м – семь, а в 2018-м выйдет еще пять. Первым станет фэнтези «За гранью реальности».

– В картине «За гранью реальности» вы играете парня, умеющего управлять электроприборами силой мысли, который вместе с другими обладателями сверхъестественных способностей пытается ограбить казино. Чем привлек этот фильм, помимо возможности почувствовать себя повелителем трансформаторных будок и кофемашин?

– А также атомных ракет и сердечных стимуляторов – власть над миром привлекательна. Вообще это хорошая история. Круто, что молодой талантливый режиссер Александр Богуславский хочет играть на поле западных кинематографистов, это правильно. Конечно, у нас иногда недостаточно денег, но при этом все технические возможности уже давно есть! Ну а немереный бюджет можно частично заменить энтузиазмом и талантом. Что мы и делали. Компания подобралась отличная: Любовь Аксенова, Юрий Чурсин, Аристарх Венес, Петар Зековица, Милош Бикович и примкнувший к нам Антонио Бандерас. Мы провели пару месяцев в разных восхитительных местах. Снимали в Тбилиси и в горах.Казино снимали в Краснодарском крае, в страннейшей игорной зоне «Азов-Сити». В казино можно было снимать, когда там не играли, то есть с четырех часов утра до четырех часов дня. Чтобы в четыре утра войти в кадр, нужно встать около трех, принять душ, позавтракать, сделать грим… А когда заканчиваешь работать в четыре часа дня, физически не можешь сразу лечь спать. Соответственно, что остается? Ты можешь обойти несколько раз вокруг казино по совершенно пустой степи, а потом прийти и сесть играть в рулетку или в покер. В общем, с небольшими перерывами, так или иначе, то снимаемые на камеру, то нет, мы сидели за этими столами в течение недели! Мы зависли вне времени и пространства! К счастью, ненадолго. 

Кадр из фильма «За гранью реальности» (Аристарх Венес, Юрий Чурсин, Евгений Стычкин, Любовь Аксенова и Милош Бикович)

– А раньше часто ходили в казино?

– Никогда. Как ни стран­но, меня совершенно не увлекают азартные игры, особенно жестко контролируемые профессионалами. На деньги играл лишь в юности – с друзьями в покер и «двадцать одно».

– Выигрывали?

– И выигрывал, и про­игрывал – когда как. Но деньги так или иначе всегда оставались внутри компании, мы их все вместе тратили безотносительно того, кому они на тот момент принадлежали. То есть ты в процессе игры заводился, нервничал, хотел выиграть и бился за это, но вопрос денег был неважен.

– А что важно?


– Эстетика. Развязанные галстуки, засученные рукава белых рубашек – как будто нашу игру снимают для американского кинематографа 1960-х. 

– У вас существовал покерный дресс-код – черные пиджаки, белые рубашки?

– Это не было костюмированным мероприятием, мы так одевались и играли в какую-то другую реальность. А когда я поступил в институт, все закончилось, началась новая игра.

– Кстати, об игре. Вы недавно сыграли Ленина в сериале «Троцкий». Не страшно было браться за роль вождя мирового пролетариата?

– Изначально не хотел его играть, потому что, во-первых, мне кажется, что я ужасно непохож на него, а клеить на лицо резину, делать сложный пластический грим страшно не хотелось. Но гениальный гример Марина Красновидова на мне Ленина нарисовала. Мой грим – живопись, на мне ничего не наклеено, хотя у меня совсем другая форма черепа, скулы и так далее. И в тот момент, когда она впервые меня превратила в Ленина, я понял, что хочу его сыграть, хочу с этим поэкспериментировать. Естественно, пересмотрел довольно много хроники, потому что, к сожалению, когда берешься за такого персонажа, как Ленин, ты обязан сделать его похожим на прототип. Иначе зритель тебе не поверит: мы все слишком хорошо знаем, каким должен быть Ленин. Я до конца не понимал, что делаю. Обычно люблю самостоятельно выстроить всю логику роли, а тут играл  по наитию. Так что вместе со зрителями с удовольствием смотрел «Троцкого» и с удивлением обнаруживал неожиданные грани Владимира Ильича.

– На вашем счету и помимо Ленина достаточное количество исторических персонажей – Сталин, Пушкин, Лермонтов, Чарли Чаплин. Какая из этих ролей сложнее всего далась?

– Сталин, наверное. Сталина играю уже много лет в спектакле «Девушка и революционер». Это, наверное, самая трудная роль, потому что это даже не просто попытка сыграть Сталина: как вы понимаете, на Сталина я похож еще меньше, чем на Ленина, Чаплина и Пушкина. 

– Несколько лет назад вы издали мемуары вашей бабушки Аллы Цабель, которая была дочерью царского генерала, балериной, а потом завтруппой советского Большого театра. Она очень многое видела за свою жизнь. Довелось ей встречать Ленина или Сталина?

– В книге много любви, поэтому там есть про Ни­колая II: мой прадед, генерал-майор Цабель, был командующим железнодорожным полком, сопровождавшим государя в дороге, и бабушка ходила с ним в одну церковь, когда была маленькой. А Ленин и Сталин, к счастью, находились на расстоянии от моей бабушки. Может быть, как раз благодаря этому мы с вами сейчас сидим и разгова­риваем… Жизнь, которую прожила она и ее современники, настолько сильно отличается от нашей. Иногда, когда нам трудно, страшно или что-то не нравится, очень круто открыть по­добную книжку и почитать немножко в качестве ка­мертона. Очень, знаете, отрезвляет: сразу становится понятно, что мы живем в довольно удобное и уютное время. Я поэтому и напечатал бабушкины воспоминания. Ну и чтобы эта память навсегда осталась в семье, передалась детям, а потом и их детям.

– Вы знали, что бабушка писала воспоминания, или нашли их, уже когда ее не стало?

– Знал и даже читал что-то, но я был юным, а в юности хочется только встречаться с девчонками, а не бабушкиных мемуаров. То есть, наверное, не всем, но мне хотелось. Есть, вероятно, умные и хорошие мальчики, которым хочется только читать в 15 лет…

– Как пришла в голову мысль их издать?

– Мы с мамой, когда бабушки уже не было, разбирали ее бумаги и просто наткнулись на мемуары. Это история семьи на фоне непростого периода истории нашего государства. Для меня, конечно, эти воспоминания – очень важное дело. Правда, руки дошли только до издания, а не до продажи. Бабушкины мемуары лежат повсюду – у меня, у мамы, у нас на даче. Я их раздаю друзьям.

– Ваша бабушка была балериной, мама и тетя тоже известные балерины. Когда вы были маленьким, рассматривали возможность пойти по балетной части?

– Нет. Балетная профессия очень тяжелая и слишком рано заканчивается. Мужчина в 38 лет выходит на пенсию, обычно не имея никакого образования, кроме хореографического. Это опасный момент.

– Вы в детстве задумывались о том, что делать, выйдя в 38 лет на пенсию?

– Нет, об этом задумывались мои родители. 

– Кто-то в семье продолжил бабушкину традицию писать – пусть в стол, для себя, но все же?

– Оля (жена Евгения, актриса Ольга Сутулова. – Прим. «ЗН») пишет очень хорошо, я переписываю свои сценарии, пишу в стол – всего понемногу. Мне вообще кажется, что артисты должны это делать, чтобы уметь формулировать, разбираться со своими мыслями. Ты должен выстраивать логику своих персонажей, должен уверенно обращаться со словами – все это нужно в том числе и для актерской профессии. 

– А дочери и сыновья?


– Когда мой сын Лева был совсем маленьким, мы с ним написали небольшую книгу. Она лежит у меня в столе. Когда ему будет лет 30 и он будет страшно серьезный, можно будет ему ее подарить. 

– У вас выходит по несколько фильмов и сериалов в год. Вы вообще без отпусков снимаетесь? 

– Ну да. В течение трех последних лет я работал, практически не останавливаясь. Причем даже не потому, что так гонюсь за деньгами или популярностью, – просто каждое следующее предложение было все интереснее. Я каждый раз думал: вот сейчас доделаю уже начатое, и можно будет хорошенько отдох­нуть. Но дальше мне предлагали что-то еще – и невозможно было отказаться, потому что была прекрасная роль или картина, которую ты с друзьями придумал и хотел снять давным-давно, да все не складывалось… Последние полгода я работал вообще без выходных. То есть выходные в кино ставили на те дни, когда у меня были спектакли в других городах. Но ведь это счастье – когда есть столько отличной работы. В декабре фильм закон­чился, и в январе я на месяц уехал в Индию.

– Вернулись с ощущением, что теперь можете свернуть горы?

– Ну, я и уезжал с таким ощущением, это паранойя, которая меня всегда преследует. Ощущение, что могу и должен непременно свернуть горы и выпить реки. Но вернулся я, пожалуй, немножко более спокойным.

Евгений Стычкин

Родился: 10 июня 1974 года в Москве

Образование: окончил актерский факультет ВГИКа

Семья: жена – Ольга Сутулова, актриса; дети: Софья (22 года), Алексей (17 лет), Лев (16 лет), Александра (15 лет) 

Карьера: с 1995 по 2003 год был актером Театра Луны. Снялся более чем в 110 фильмах и сериалах, среди которых: 

«От 180 и выше», «Бесы», «В круге первом», «Золотой теленок», «Белая гвардия», «Фарца», «Измены», «Гоголь. Начало», «Хождение по мукам», «Троцкий».

Играет в спектаклях: «Кроткая», «Старший сын», «Валентинов день»

Елена Фомина,  ООО «ТН-СТОЛИЦА» (специально для «ЗН»), 

фото Андрея Салова
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter