Евгений Леонов

Сегодня замечательному советскому актеру исполнилось бы 80 лет...
Пожалуй, ни один телеканал не обошел своим вниманием эту дату — сетка заполнена кинофильмами с участием признанного и любимого не одним поколением актера Евгения Леонова. На этих выходных мы увидим: «Старший брат», «Полосатый рейс», «Меж высоких хлебов», «Осенний марафон»... И премьеру документального фильма «Евгений Леонов. Исповедь», которая будет показана в 10.20 сегодня на ОНТ. В основу фильма взяты письма актера к сыну Андрею. В мире, где, возможно, неуютно его душе, зазвучит голос одинокого гения. Это, по сути, своеобразная исповедь на вырост. Не крик отчаяния, но попытка быть понятым.

Почему Леонов считал своей главной ролью неуклюжего мишку с опилками в голове — персонаж, где актер не только не появляется в кадре, но даже голос его был изменен?

Почему был недоволен кинокомедией «Полосатый рейс» — картиной, после которой он проснулся знаменитым?

Почему Эльдару Рязанову в КГБ запрещали съемки фильма «О бедном гусаре замолвите слово» и как Леонову удалось спасти съемки?

Авторы фильма обещают зрителю показать ДРУГОГО Леонова, каким его не знал никто. Что ж, посмотрим...

Для многих, возможно, будет большим откровением услышать следующее признание актера, казалось бы, благополучного во всем: «Знаешь, Андрей, мне всю жизнь казалось, что я недополучаю любовь. Мне казалось, что моя мама больше любит брата, чем меня, мне казалось, что Ванда (супруга актера. — Прим. автора) и ты мало меня любите. Мне казалось, что я всегда больше отдавал, чем получал взамен».

Эти и последующие в тексте строки взяты из писем Леонова.

Вспомнила один газетный скандал на заре демократических нововведений. В ноябре 1993 года под рубрикой «Гений» в известной московской газете вышло интервью с Евгением Павловичем. Это короткое слово «гений» вызвало почему–то массу нареканий со стороны его коллег и журналистов. Вполне приличные люди говорили: «Ну так нельзя! Это — перебор. Ну хороший, талантливый актер. Не более. Зачем звания раздавать? Да еще при жизни персонажа...»

«Персонаж» два месяца спустя умер. И сразу все стали говорить: гений, гений... Оказывается, великий его талант признавался безоговорочно, но преградой для высшего звания была жизнь.

Сегодняшняя публикация «соткана» из высказываний Евгения Леонова. Такую подачу газетного материала на редсовете сочли честнее... к памяти об актере. Тем более, что эти закавыченные абзацы в своем воображении легко озвучить и они «заговорят» узнаваемым с душевной хрипотцой голосом. Да–да, тем самым голосом, который пел на кавказском наречии и на чатланском языке в каждом (!) фильме:

«На речке, на речке, на том

бережочке

Мыла Марусенька белые ноги...»

Голосом, который до сих пор призывает наших детей и даже внуков «ходить в гости по утрам»!

***

«Чтобы рассказывать о том, как это все у меня получилось, надо вернуться к моей маме. У мамы было нечто такое, что меня, мальчишку, удивляло — мама умела рассказывать так, что все смеялись, в квартиру набивалось много–много людей. У нас вечно в доме кто–то жил, ночевал, стелили на полу в наших маленьких двух комнатках... И вот мама рассказывала, а все говорили: «Нюра, Господи, ты просто артистка». Она была простая русская женщина и не очень грамотная, но у нее был талант рассказчика. Я вообще похож на маму, и многие потом говорили: «Он в Нюру».

***

«...Все–таки смысл нашей профессии — на сердца! Переводить себя — из литературы — туда, на сердца, в сердца. В образ–матку, которую ты можешь дать. В искренность. И все это перемешав, создать что–то, в чем и радость бы была, и гнев, и боль...»

***

«...Я раньше был очень коллективный. А теперь стал жутким индивидуалистом. Да–да, таким коллективистом был. Даже на демонстрации (хе–хе!) с театром ходил. И в «капустниках» участвовал. И всякие хулиганские этюды придумывал. А сейчас... Может, даже не об индивидуализме надо говорить. А об одиночестве. Иногда поделиться наболевшим не с кем. Я никуда особенно не хожу, ни с кем особенно не общаюсь. Нет–нет, никого не виню. Я сам сторонюсь. Может, это из–за болезни, которая не дает дышать. Грудь болит, легкие... Может, из–за возраста. Но кажется мне, что мое одиночество связано еще со временем, в котором мы живем. Говорят: сейчас другое время. Другой Бог. Другая нравственность. Другая Правда. Но в том–то и дело, что другого Бога не бывает. И другой нравственности не бывает. И другой Правды».

Выскочил в мыле

Несколько забавных эпизодов произошло во время съемок фильма «Полосатый рейс». Работали артисты на пароходе «Матрос Железняк». Тигров ежедневно выпускали из клеток на палубу, для того чтобы они постепенно привыкли к месту. Но тигры есть тигры, и сниматься с ними Леонов мог, только отгородившись пуленепробиваемым стеклом. Так оградили перед съемками ванну, в которой должен был купаться Леонов, причем он лично проверил стекло на прочность. Но когда установили освещение, оператор заявил, что стекло будет давать блики и зритель сразу обо всем догадается. Режиссер решил стекло убрать, но Леонову об этом не говорить. Как только Леонов разделся и плюхнулся в ванну (под ней спрятали дрессировщика), стекло незаметно убрали и впустили в павильон тигра, который сразу направился к артисту и стал его обнюхивать. Тот открыл глаза и... Остальное зрители видели: Леонов ахнул, голышом выскочил из ванны и бросился бежать, роняя хлопья пены. Так что игры тут не было — все произошло самым натуральным образом.

Прыгающий тигр, визжащий поросенок!

Евгений Леонов как–то вспоминал о съемках фильма «Полосатый рейс»: «Мы приехали на корабль, красивый очень. Ко мне подошли режиссер и оператор и сказали: «Ты не волнуйся, мы придумали очень смешной эпизод. Посадим тебя в клетку, выпустим тигров и посмотрим, что будет». Я говорю: «Нет, не согласен. У меня семья, маленький сын, я против».

Меня, конечно, уговорили, ведь я же дал согласие сниматься в этом фильме. Все попрятались. Смелый режиссер сам залез на мачту — оттуда все видно, руководить легче. Оператор спрятался в железный ящик, выставил камеру. Посадили меня в клетку, выпустили тигров. Тигры подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются, комедия не получается. Режиссер кричит: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?»

«Они к нему принюхиваются, — говорит, — а сам запихивает ко мне в клетку живого поросенка и шепчет: «Леонов, возьми вилку, поколи поросенка, а то тигры на него не реагируют». Я говорю: «Тебе надо, ты и коли, у меня другая профессия». Зато что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросенка! Они его через прутья поцарапали, поросенок визжит, тигры от этого еще больше свирепеют. Я кричу, поросенка прижимаю. А поросенок от страха совсем обезумел, на меня стал кидаться. Тигры рычат, поросенок визжит, я кричу: «Дрессировщик, стреляй, не то всех сожрут вместе с палубой». Дрессировщик выстрелил в воздух, но тигрица Кальма от всего этого визга и грохота бросилась в море... Целый час ее спасали и спасли, конечно...»

5 рублей проехало!

В послевоенные голодные годы администрация Театра им. К.С.Станиславского давала подзаработать своим молодым артистам. Кроме прямого участия в спектаклях они могли еще в антрактах и перерывах монтировать сценическое оборудование, что–то переносить, а также создавать шумовые эффекты — изображать свист ветра, плеск воды, цокот копыт и грохот проезжающей повозки. Существовала твердая такса за эту работу: пять рублей. Однажды Евгений Леонов, умаявшись во время спектакля, заснул, а в это время мимо окна процокала копытами лошадь и проехала с грохотом какая–то повозка. «Пять рублей проехали», — пробормотал Леонов сквозь сон.


Леонов пережил клиническую смерть, обширнейший инфаркт, почти месяц был на грани смерти. Но произошло чудо. Через четыре месяца он уже репетировал «Поминальную молитву» в театре, вскоре сыграл роль в фильме «Американский дедушка». Немцы на второй день после операции поставили Леонова на ноги и попросили сына: «Неизвестно, сколько осталось вашему отцу. Но пусть он проживет остаток жизни так, как привык, чтобы он чувствовал себя нужным».

Народный артист СССР Евгений Леонов умер дома, собираясь на спектакль «Поминальная молитва». Мгновенно. Спектакль 29 января 1994 года в театре отменили. В тот вечер ни один человек не вернул билет в кассу. Зрители откуда–то принесли свечи и весь вечер стояли у театра с зажженными свечами в руках.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter