За январь-июнь 2016 года по контракту из Беларуси выехало для работы 3825 человек

В Европе заработать и дома потратить

За январь-июнь 2016 года по контракту из Беларуси выехало для работы 3825 человек, что на 492 больше, чем за аналогичный период года предыдущего
БЕЛОРУСЫ стали чаще искать работу за границей — в последние год-два на некоторых информационных порталах то и дело мелькают такие заголовки. Подтекст подобных новостей понятен: мол, нечего в Беларуси ловить, зарплаты, увы, не растут, вот и устремляет свои взоры и стопы экономически активный житель куда подальше. Но если вникнуть в суть проблемы, все далеко не так уж и катастрофично (мы даже не будем здесь затрагивать криминальный аспект трудового рабства за рубежом). Более того, вполне себе буднично и в согласии с нынешними реалиями.

Возьмем, к примеру, данные беспристрастной статистики. За январь—июнь 2016 года по контракту из Беларуси выехало для работы 3825 человек,что на 492 больше, чем за аналогичный период года предыдущего, гласят данные Департамента по гражданству и миграции МВД. Если смотреть в процентах, выглядит впечатляюще: число трудоустроенных за рубежом за первые шесть месяцев этого года выросло на 14,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Но в сопоставлении с числом занятых сегодня в экономике страны граждан (Национальный статкомитет подсчитал, что в июне 2016-го это было 4391,1 тысячи человек) цифры небольшие.

Чаще всего за длинным рублем отправляются в страны приграничные: Россию, Польшу и Литву. Что в Россию (2143 человека в январе—июне этого года) — понятно. В РФ трудоустроиться проще всего: открытые границы, плюс вступило в силу законодательство, согласно которому местные работодатели могут принимать специалистов из Беларуси без учета квот и получения разрешений. А вот что делают наши в Литве, откуда сами молодые литовцы так и норовят уехать (в Данию, Швецию, Великобританию, Испанию, даже в Сингапур, Индонезию и Америку), как-то не совсем понятно. Но, к слову сказать, в правительстве страны, переживающей далеко не первую волну эмиграции, не очень-то сетуют по этому поводу. Напротив, смотрят на миграционные процессы с оптимизмом: многие ведь возвращаются, открывают свой бизнес, покупают недвижимость. А уж на Рождество и национальные праздники сколько валюты приходит в страну…

Думаете, белорусы тратят на родине меньше? Никак нет. Скажем, в 2014 году, как следует из доклада Международного фонда сельскохозяйственного развития — специализированного учреждения при ООН, — только в виде денежных переводов из Европы в Беларусь поступило от соотечественников, коих по планете разбросано миллион с хвостиком, 1,05 миллиарда долларов. Неплохое, согласитесь, подкрепление для национальной экономики. Еще один плюс — люди за границей проходят стажировку, приобретают квалификацию повыше, а потом навыки применяют на родине. Но что еще немаловажно, они привыкли брать ответственность за благополучие своей семьи на себя, а не ждать каких-то милостей от природы или государства, тем самым снимая с последнего определенную финансовую нагрузку.

Вообще, трудовая миграция в век стремительных скоростей обмена информацией и прозрачных границ во всем мире — процесс нормальный, остановить его уже не представляется возможным ни в ЕС, ни в США (что бы кандидат в президенты Трамп там себе ни думал). Рабочая сила — это серьезный ресурс на глобальном рынке, как товары, услуги и капиталы, и за его привлечение разворачивается нешуточная конкуренция. И свободное движение этого ресурса — главное условие развития мировой экономики, как, впрочем, и каждой страны в отдельности. Беларусь здесь не исключение.

И в заключение два красноречивых примера из жизни. Моя знакомая, Татьяна из Минского района, в свои 23 уже окончила престижный вуз, нашла высокооплачиваемую работу по специальности и уже чуть не полмира объехала. Но на вопрос, не желает ли попытать счастья в заморских краях, неизменно отвечает: а зачем, если я люблю свою страну и мне здесь хорошо? Или мой юный двоюродный брат, обдумывающий планы на будущее в свои 17 лет. Парень талантливый, знает два иностранных языка — запросто мог поступить в зарубежный вуз и строить карьеру на Западе. Но нет, ни в какую — хочу, говорит, учиться, жить и работать в Беларуси. И попробуйте его переубедить…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter