Источник: Знамя юности
Знамя юности

История одного снимка: как парень со страниц «Знаменки» стал знаменитым архитектором

Этюд длиной в полвека

Эту историю мне рассказал легендарный фотограф Юрий Иванов. В 1960-х он, молодой фотокорреспондент «Знамени юности», застал в Парке Горького за этюдами старшекурсников Минского архитектурно-строительного техникума. Остановился, сфотографировал – снимок с небольшой текстовкой появился в газете. А вместе с ним и имя будущего архитектора Анатолия Шабалина, автора Дворца Республики, «Минск-Арены» и других знаковых сооружений, ставших визитными карточками наших городов.
Снимок из «Знаменки» (Анатолий Шабалин третий слева)

Спустя полвека мы в гостях у героя с того самого снимка. Первую заметку о себе и товарищах Анатолий Шабалин бережно хранит в виде фотографии газетной страницы. Подарил ему ее Юрий Иванов – после той встречи в парке жизнь их сводила не раз. Но об этом Анатолий Андреевич расскажет чуть позже, а пока мы вместе разглядываем «знаменковскую» фотохронику: «У студентов-пятикурсников Минского строительного техникума преддипломная практика. Но, несмотря на большую занятость, поэтическая картина осени заставляет ребят находить время для этюдов. За этим занятием наш фотокорреспондент Ю. Иванов застал будущих архитекторов Сергея Геращенко, Евгения Ковалевского, Анатолия Шабалина и Валерия Рысакова».

А дело было так, вспоминает Анатолий Андреевич:

– В Парке Горького мы рисовали этюды. Шел фотограф, задержал на нас взгляд: «Ребята, давайте я вас сфотографирую!». Записал наши данные, фото и заметку опубликовали в газете. «Знамя юности» в то время вся молодежь читала. И, конечно, увидеть о себе пару строчек в ней было за счастье.

На том кадре Анатолию – темноволосому юноше с карандашом в руке – 16 лет:

– В то время в техникумы поступали рано. Я родился в Минске, детские годы до школы провел в Сморгони, а до 7-го класса жил с родителями в Молодечно. В 14 лет встал вопрос: куда пойти учиться? Мне запомнились слова отца (он был партийным работником и в городе всех знал), который однажды подозвал меня к окну: «Смотри, это идет главный архитектор Молодечно». В тот момент я был слишком мал. И слово «архитектор» мне ни о чем не говорило. Но та интонация, с которой произнес его отец, запомнилась: уважаемый человек, значит.


Шло время, школьник раздумывал, какую стезю выбрать:

– За компанию поехал с другом поступать в МАСТ – Минский архитектурно-строительный техникум. Нам по 14 лет было, без родителей страшно в одиночку отправляться в большой город. Друг провалил экзамен, а я поступил. Так и началась моя профессия, о которой не грезил. Но постепенно сильно увлекся. Любое ремесло, как бы банально это ни звучало, на пять процентов состоит из таланта и на 95 – из труда.

Анатолий с отличием окончил техникум и, сдав один экзамен по рисунку, поступил в Белорусский политехнический институт:

– Подготовку в техникуме давали очень хорошую, поэтому и дальше учиться было сравнительно легко. В институт мы поступили той же небольшой группой из МАСТа, трое ребят на этом снимке – будущие студенты БПИ. Слева от меня Евгений Ковалевский: в последующем он стал главным архитектором Минска и Минской области, входил в Верховный Совет СССР, возглавлял Союз архитекторов. К сожалению, ушел из жизни несколько лет назад. Справа от меня на фото – Валерий Рысаков, начальник творческой архитектурной мастерской.

За создание Дворца Республики и «Минск-Арены» архитектор удостоен Государственных премий

В 1962 году после публикации в «Знаменке» будущие архитекторы продолжили сотрудничество с фотокорреспондентом:

– Юрий Иванов входил в райком партии и организовал настенную сатирическую газету «РИФ» («Рисунки Исчезающих Фигур»). Пригласил нас ее оформлять: мы рисовали шаржи, карикатуры. Эту газету вывешивали в кинотеатрах, которые в то время были настоящими центрами культуры. Перед сеансами играли квартеты, пели солисты, звучал контрабас, аккордеон, а зрители разглядывали на стенах в фойе очередной выпуск «РИФа». С Юрием Ивановым мы пересекались и потом. Он стал известным фотокорресподентом, входил в число лучших фотографов мира. Нередко запечатлевал и меня на объектах, к которым я приложил руку. В последние годы Юрий Сергеевич создал общественный совет при Институте культуры (БГУКИ) и пригласил в него ведущих деятелей культуры, художников. Довольно серьезная компания собралась, такие звонкие имена  (Дударев, Лученок, Ханок, Никифоров), что первый раз, когда попал на собрание, мне было страшно выступать. Периодически мы встречаемся, чтобы обсудить проблемы, проводим мастер-классы для студентов – в общем, взаимно обогащаем друг друга.

Мой собеседник не из тех, кто будет через запятую перечислять свои заслуги и звучные титулы. Хоть их и немало. Но он с упоением рассказывает о рождении новых зданий – для архитектора каждое из них как любимый ребенок:

– Все объекты создаются авторскими коллективами, редко когда кто-то строит в одиночку. Первым серьезным делом стала гостиница на моей малой родине – в Молодечно. Нам предложили типовой проект – обычное пятиэтажное сооружение, ничем не интересное. Но мне, молодому архитектору, хотелось поставить новое здание на попа: 12 этажей, технический этаж на крыше, с которого виден весь город. Нестандартная идея потребовала много согласований, утверждений и чуть не была зарезана. Но все получилось, как задумал: гостиница стала ярким акцентом в городе. Казалось бы, много лет прошло, но высотка на центральной площади не вызывает чувства отвращения. Мне приятно, что уважить получилось и вторую малую родину: в Сморгони спроектировал здание загса и церковь.

Работал Анатолий Шабалин в проектных институтах, а с 1982 года стал главным архитектором Белгос­проекта:

– Вашей газете – 80, а Белгоспроект тоже недавно отметил юбилей, 85-летие. Это замечательная школа, пройдя которую мы не боялись браться за крупные проекты. За них не стыдно. Я всегда придерживался в архитектуре такого правила: все должно быть тактично и со вкусом.

Детский санаторий на озере Нарочь, здание Минскэнерго, Дворец Республики, реконструкция Национального академического Большого театра оперы и балета, культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена» – в составе авторских коллективов Анатолий Шабалин дважды становился лауреатом Государственной премии. Мечтал ли о такой карьере парень со снимка в 1962-м?

– В тот момент я, скорее всего, думал, как дотянуть до стипендии. Днем мы учились, рисовали, а по ночам выгружали цыплят из фур, чтобы заработать три рубля. Уже тогда я понимал: не нужно ждать озарения – добиться чего-то в жизни можно только через труд.

zubkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter