Эффективность работы антикризисного зависит не от количества подопечных хозяйств

Эту гору не обойдешь

ВСТУПИВШИЙ в силу Указ № 399 стал инновационным шагом в реформировании АПК благодаря новым методам, направленным на повышение экономической эффективности сельхозорганизаций. Антикризисные управляющие уходят на второй план — восстанавливать платежеспособность убыточных организаций будут уже без них. В хозяйствах, которые попадут под действие документа, запустят механизм досудебного оздоровления. Процедура экономической несостоятельности, говоря простым языком, банкротство, согласно указу, причислена к разряду недопустимых и невозможных мер.

В предыдущем письме мы убедились, что досудебное оздоровление при грамотном подходе и правильно расставленных акцентах приносит желаемый результат. А насколько действенны меры, применяемые антикризисным управляющим, и чего аграрии ждут от нового Указа № 399? Об этом размышляем сегодня.



2. Качество и количество антикризисного управления

УКАЗ № 253 распространился на 5 из 10 хозяйств района. ОАО «Будча», о котором рассказывали в предыдущем письме, попало под процедуру досудебного оздоровления и за два года восстановило платежеспособность. Еще четыре хозяйства — ОАО «Любашево», «Дубняки», «Крышиловичи» и «Возрождение» — вошли в процедуру экономической несостоятельности. Правда, с ликвидацией решили не торопиться: экономические показатели и прогнозы подсказывали, что их можно успешно санировать. Следующий шаг — назначение антикризисного управляющего.

Юрий ТИШИН
ИМ стал Юрий Тишин. Один на все четыре. Если быть точным, пять — еще одно хозяйство в Ивановском районе.

— На момент, когда Указ № 253 вступил в силу, не хватало аттестованных антикризисных управляющих, способных вести сельскохозяйственное направление, — поясняет ситуацию заместитель начальника — начальник отдела экономики и финансов управления по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома Максим Максимчик. — Юрий Александрович выполняет распорядительные функции. Вся остальная нагрузка, связанная с производством молока и мяса, ростом экономических показателей, по-прежнему на плечах бывших руководителей хозяйств. Только теперь они исполнительные директора. Но это не снимает с них ответственности.

Организации АПК, которые находятся под действием Указа № 253, могут рассчитывать лишь на внутренние резервы, обращает внимание исполнительный директор ОАО «Любашево» Сергей Зенькович. У него самое маленькое хозяйство во всей области: 1942 гектара сельхозугодий, из них 907 — пашни. Ситуация, которая подвела под указ, стандартная: кредит, полученный на строительство МТК, в свете инфляции подорожал до 33 процентов, за хозяйством образовался долг в 800 тысяч рублей. Из-за скачка цен денег на его обслуживание уже не оставалось. Потом появились долги за электроэнергию, перед нефтебазой, Пинским и Барановичским комбинатами хлебопродуктов. 

Сергей ЗЕНЬКОВИЧ
— Когда впервые заговорили о санации, мы даже понятия не имели, что это такое. Да, было боязно. Но как только увидели деньги на счету, вздохнули спокойно: для хозяйства настал тот долгожданный час, когда появились оборотные средства, — вспоминает Сергей Александрович. — Параллельно я понимал: ничего путного не выйдет, если барахтаться на одном месте. Да, долги перешли Агентству по управлению активами, но недолог тот час, когда нужно будет платить по счетам. Решили рискнуть и построить еще одну ферму, чтобы нарастить дойное поголовье: 400 голов, которые были в тот момент, — не то количество, с которым выручка пойдет в рост. Должно быть хотя бы 600: где молоко, там и деньги.

Ферму на 300 голов построили уже в начале нынешнего года — в хозяйстве с 2013-го стоял недостроенный клюшечник. Строили хозспособом, и вместо проектных 1,6 миллиона рублей уложились в 600 тысяч. Теперь дело за малым — заполнить скотом. 

Сергей Зенькович чувствует себя полноправным хозяином, даже несмотря на то, что работать приходится под началом антикризисного управляющего.

— Разногласий у нас нет, потому что вместе, а не вместо друг друга, — подчеркивает Сергей Александрович. — В какой-то степени даже легче: спокойно занимаюсь производством. К кредиторам, судам и юридическим вопросам не имею никакого отношения — это уже заботы Юрия Тишина. 

В свою очередь Юрий Тишин честно признается, что по образованию он не аграрий. Базовые знания хоть и есть, но их недостаточно, чтобы руководить производственным процессом, где на первое место выходят агротехника и технологии:

— Я стараюсь не мешать исполнительным директорам, потому что руководствуюсь главным принципом: не можешь делать лучше, не мешай. Тем более если где-то в чем-то и пойдет перекос, тут же забьют тревогу или специалисты хозяйства, или же в райсельхозпроде. На мой взгляд, главная задача управляющего — сопровождать процедуру санации, а не выстраивать производство.

Сегодня в хозяйстве денег хватает на текущие платежи, зарплату, кое-что даже остается на развитие. Но опасение за будущее есть. Поэтому руководитель с особым оптимизмом смотрит на Указ № 399. Тому есть две причины. С 2020 года нужно погашать задолженность. Зенькович хотел бы немного отодвинуть этот момент, чтобы максимально нарастить производство. Во-вторых, есть надежда на снижение процентной ставки по ранее выданным кредитам до полутора процентов годовых. 

— Мы серьезно занялись рапсом. В этом году урожайность превысила 22 центнера на круг. К сожалению, из-за бедственного положения мы не можем все наше растениеводство обеспечить удобрениями под потребность. Но выход нашли: выбираем низкорентабельные культуры и, забирая от них питательные вещества, перераспределяем их в пользу рапса. То есть направляем туда, где получаем наибольшую отдачу, — открывает составляющие экономической эффективности исполнительный директор. — Два года назад занялись семенами трав — тимофеевкой, канареечником, клевером, редькой. Выручку взаимозачетом забираю семенами кукурузы. 

В хозяйстве действует четкое правило распределения доходов. Например, в этом году заработали на рапсе 120 тысяч рублей. Этих денег, признается руководитель, он не видит, так как их тут же вкладывают в развитие производства: покупая семена, удобрения и средства защиты растений, заставляют работать на оборот. Выручка за молоко идет на запчасти и зарплату. То есть откуда деньги пришли, туда и уходят. О громком эффекте говорить рано, однако чистая прибыль за год выросла в три раза — до 482 тысяч рублей, а рентабельность продаж поднялась с 4,7 до 6,3 процента. 

В РАЙОНЕ вся надежда на новый Указ № 399. Известно, на уровне Совмина идет проработка деталей — на это отведен срок в три месяца. Не позднее 6 апреля 2019 года будет утвержден перечень хозяйств, в которых будут действовать новые правила оздоровления. Но уже сейчас в управлении сельского хозяйства и продовольствия серьезно подумывают над тем, чтобы все хозяйства, ранее вступившие в процедуру экономической несостоятельности в соответствии с Указом № 253, перевести под действие нового документа. На то есть веские причины. Во-первых, появится возможность продать хозяйства и отдельные его объекты в составе имущественных комплексов без правоустанавливающих документов. 

Анатолий БОБКО
— В сельхозорганизациях страны очень много зданий и сооружений, требующих документального оформления. В ряде случаев его стоимость гораздо выше изначальной цены самого имущественного комплекса, — обращает внимание и. о. начальника управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Анатолий Бобко. 

Разброс между хозяйствами в пределах Ганцевичского района около 30 километров. За день объехать-то можно, но если уделять внимание производству, времени не так уж и много остается. Поэтому, как правило, встречи руководителей хозяйств с антикризисным проходят в райисполкоме. Для связи есть телефон и электронная почта. Впрочем, сам Юрий Тишин убежден: от его присутствия ситуация в хозяйстве в корне не изменится.

За два года с Юрием Тишиным экономика четырех хозяйств сильно не улучшилась, но и регресса нет: показатели платежеспособности хоть и постепенно, но улучшаются. Главная причина — в скудных внутренних резервах, которые не позволяют быстрыми темпами нарастить оборотные средства. А доступ к кредитам, которые в какой-то степени могли бы снять возникшую напряженность, закрыт. Правда, антикризисный управляющий надеется, что по всем хозяйствам к концу года удастся заключить мировые соглашения с кредиторами и растянуть выплату долгов не на 8 лет, а хотя бы на 10—14: законом сроки не ограничены — это уже зависит от красноречивости и убедительности его слов. 

— Достаточно получить согласие у 51 процента кредиторов, — поясняет Юрий Тишин. — Как правило, львиная доля задолженности перед переработчиками, поэтому у них не остается другого выбора: либо взвалить на хозяйство бремя выплат и отбросить его снова назад, либо позволить пусть меньшими порциями, но стабильно возвращать взятое в долг. Сырьевая зона-то не изменится, а по-другому получить реальные деньги от должника уже нет возможности — на чудо уповать не стоит. Да, им это невыгодно, но и мы должны использовать любой шанс, чтобы помочь хозяйствам набраться сил и встать на ноги. 

МИРОВОЕ соглашение, скорее всего, не грозит «Крышиловичам» — они давно уже проблемные. Сейчас это одно из больших хозяйств района: пашни — 2187 гектаров. А вот дойное стадо скромное — 373 коровы. Меньше только в Ганцевичском райагросервисе. Средний надой уже упал на 51 килограмм, а за 9 месяцев недополучена 81 тонна молока, если сравнивать с 2017-м. Рентабельность продаж обвалилась с 4 до 9 процентов с минусом. Задолженность по кредитам и займам выросла почти на 13 процентов. Фонд зарплаты в выручке вплотную подобрался к 50 процентам. Думаю, достаточно, чтобы понять, что хозяйство не выйдет самостоятельным из-под 253-го Указа. Осталась надежда на 399-й, который, полагают в районе, позволит реструктуризировать долги и впоследствии провести реорганизацию. 

— Это самое больное хозяйство, где нет ни финансовых, ни человеческих резервов. Остановить производство нельзя, там же люди работают, — аргументирует позицию Максим Максимчик. — Когда входили в санацию, было несколько иное видение ситуации. Но сегодня обстоятельства поменялись. 

Кстати, срок санации в хозяйствах заканчивается в 2020 году. Анатолий Бобко вполне резонно задается вопросами, на которые с ходу-то и не ответишь:

— Чем они будут выплачивать кредиты, если счета у некоторых хозяйств до сих пор пустые? Кто виноват, что не удается вскарабкаться на гору? Явно, не работники — люди в районе трудолюбивые и ответственные. Скорее всего — диспаритет цен: посчитайте, сколько раз за год топливо подорожало. Копейка в масштабах района всякий раз выливалась примерно в бензовоз. И как часто поднимались закупочные цены на то же молоко — они давно не соответствуют нашим реальным затратам. А ведь нужно сеять, пахать, производить молоко и мясо — на сельское хозяйство замок не повесишь.

Самое интересное, что появились и кандидаты, которые с большой долей вероятности попадут под действие Указа № 399, — ОАО «Ганцевичский райагросервис» и «Огаревичи»: здесь неплатежеспособность уже приобрела устойчивый характер. Сейчас прорабатывается вопрос реорганизации «Огаревичей» путем присоединения к ОАО «Березовец». Как пояснили в райисполкоме, не исключено, что к 2025 году будут объединены «Любашево» и «Дубняки». 

Антикризисный Юрий Тишин попросил снять с него ОАО «Возрождение»: нагрузка большая, в условиях разбросанности хозяйств работать сложно. В конце августа ОАО передали другому антикризисному — Сергею Шерневичу. «Возрождение» у него третье по счету: еще два хозяйства в Пинском районе. Стоит ли от подобной ротации ожидать скорый эффект, судить преждевременно. 

НО хотелось бы обратить внимание на один интересный факт. Сергей Шерневич по Указу № 253 назначен антикризисным в шесть хозяйств. Причем три из них уже вышли из процедуры санации: ОАО «Плещицы» восстановило платежеспособность, еще два хозяйства Пинского района — ОАО «Сошненское-агро» и СУП «Кончицы АГРО» — заключили мировое соглашение с кредиторами. После реорганизации и реструктуризации долгов эти два хозяйства вошли в структуру других, более крепких организаций АПК Пинщины. Возможно, потому, что Сергей Шерневич прошел практическую школу в одном из местных СПК, где работал и главным экономистом, и главным зоотехником («СГ» писала об этом в номере за 6 марта 2018 года). Может, в этом секрет эффективного антикризисного управления?

syritskaya@sb.by

Фото автора.

Сергей ЗЕНЬКОВИЧ. 

Анатолий БОБКО. 

Юрий ТИШИН. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter