Десяток килограммов долой: в Минске запускают новый проект для людей с лишним весом

Этот жир придуман не нами

Школа по работе с пациентами, имеющими избыточную массу тела, откроется вскоре в Центре здоровья 14-й поликлиники Минска. Сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, депрессия — вот лишь некоторые последствия лишнего веса. А в корне таких состояний нередко расстройство пищевого поведения. Именно эту проблему будет решать со своими пациентами психолог Елена Овчинникова. Корреспондент «Рспублікі» узнала, как формируются неправильные привычки, связанные с едой.

Избыток  каллорий

Елена ОВЧИННИКОВА
— Елена, как вообще понять, что в отношениях человека с пищей что-то не так?

— Не так, это когда он не испытывает физиологическое чувство голода, когда урчит в животе, «сосет» под ложечкой. Чтобы «вспомнить» это состояние, я предлагаю: не ешьте ничего часа три-четыре. Или чувства насыщения тоже нет, вернее, оно не осознается. И вследствие этого происходят частые переедания. Еда воспринимается как единственный источник удовольствия. Со временем и это уходит, так как остаются тошнота и вина за то, что опять переел. Затем все повторяется снова. Но это лишь полбеды, со временем появляются лишние килограммы. В результате нарушается работа сердечно-сосудистой системы, развивается сахарный диабет и другие заболевания. Вот поэтому мне пришла идея создать такой проект в нашей поликлинике. Набираем группу и в сентябре начнем работать.

— Что же лежит в основе нарушения пищевого поведения?

— Не нужно исключать, конечно, биологические аспекты. Но в основном пищевое поведение формируется в семье. И то, какие навыки прививают родители, существенно влияет на привычки детей.

— Какие ошибки совершают взрослые, воспитывая у ребенка культуру питания?

— Очень распространено пищевое принуждение, когда ребенка кормят насильно. Он отставляет тарелку, а ему: «За маму! За папу! Доедай!» Впоследствии человек избегает еды как чего-то опасного, ведь он запомнил эту ситуацию. Или, наоборот, дома сильно ограничивали в каких-то продуктах. Например, в конфетах, мучном, сладком. Сегодня многие озабочены темой здорового образа жизни. На этой почве отказываются от мяса, молочного, едят пшеничные и овсяные проростки и навязывают такую систему питания своим детям. Но это неправильно. У ребенка есть свои потребности, он их чувствует, главное ему не мешать.

Можно обратить внимание, как кушает младенец. Ест, а потом раз — и «отвалился» от груди. Как ни давай, он не возьмет. Потому что сыт. Или когда начинаются ограничения, у ребенка обостряется интерес к запрещенному продукту. Ни один взрослый не может удержаться на диетах без срывов. Зачем же ждать этого от детей? Срываются, объедаются чипсами, булками, лакомствами. Все равно доберут запрещенное, но в еще большем количестве. 

Голод  не  тетка

— Как сформировать полезные пищевые привычки?

— Все привычки формируются в семье. Я считаю, что детей важно учить собственным примером. Зачастую нарушение пищевого поведения формируется в семьях, где отсутствует телесный контакт. Часто сталкиваюсь с тем, что в семье не принято обниматься. А ребенку важно чувствовать тепло и принятие через телесный контакт. У нас же выражают заботу через еду и компенсируют эмоциональный голод таким же образом. Накормил, значит, любит. Доел — любовь взаимна. Нередко домочадцы позволяют себе уколоть друг друга по поводу внешности. Съязвить на тему живота, бедер и тому подобное. Оценочное отношение к телу тоже способствует расстройству пищевого поведения. Даже если ребенка подобные комментарии не касаются напрямую, он очень травмируется. Формируется отвращение к телесности, отказ от еды или хроническое переедание.

Главная  причина,  способствующая  формированию лишнего веса — пищевые привычки. Они начинают появляться в детстве и сопровождают нас всю жизнь

Когда ребенку постоянно говорят, чего он хочет, или что ему надо, например, не спрашивают: «Ты хочешь пить?», а констатируют факт, ребенок перестает доверять своим ощущениям и потребностям. Возникает ситуация: непонятно, что я хочу есть, хочу я есть или пить. Для него уже важно, что скажут другие. Если мама посчитает, что я голодный, значит, голодный. Если надо доесть, значит, не наелся.

— Какую же еду относят к неправильной?

— Нет продуктов правильных или неправильных. Мы все находимся в разных эмоциональных и физиологических состояниях. Кому-то нужно есть мясо — у него физическая работа. Когда заболеваешь, интуитивно хочется пить теплое. Если ребенок бегает, он попросит булку. Для него сейчас важны сложные углеводы. Заметьте, дети не любят свинину, сало жареное всегда откладывают. Могут иногда на день на каком-то продукте застрять. И это нормально. Добрали, например, углеводов, потом белков. Есть пирамида пищевых потребностей на неделю. И я не понимаю тех родителей, которые запрещают детям сладкое вообще. Ведь, когда развиваются мозг, мышцы, сладкое необходимо.

Пищевое поведение формируется ориентировочно до пяти-шести лет. Если ребенок умеет отстаивать свои границы, нарушений не будет. Когда родитель — авторитетная фигура, то много времени, чтобы развились нарушения, не надо.

Я предлагаю своим клиентам вести пищевой дневник, чтобы отследить привычки, записывать: что, в какое время и каком количестве съедают. Отдельная колонка посвящена эмоциям, где отмечают, что чувствовали до и после еды. Так можно отследить, какие эмоции заедаются.

Сладкое  и  жирное

— Как же правильно реагировать на стресс?

— Стресс — это состояние, но там есть еще очень много эмоций: страх, тревога и другие. Важно их осознавать и проживать. «Заедаются» удержанные эмоции. Важно понимать, как я еще себя могу поддержать. Можно прийти к подруге пообщаться, дать себе физическую нагрузку, сделать уборку, заняться творчеством. Посмотрите, дети, когда злятся, кушать не хотят. Им надо побегать, покричать.

— Каков же путь возвращения к себе?

— У одного уходят месяцы, другому нужны годы. Хорошо, когда семья поддерживает стремление к новому образу жизни, здоровому пищевому поведению, не критикует начинания. Прекрасно, если муж предлагает жене вместе бегать.

— С чего начать?

— Важно отслеживать пищевые привычки. Вести пищевой дневник. Главное быть честным с собой, проживать полноценно эмоции, рассматривать альтернативные еде способы себя порадовать и поддержать. Корректировать питание. Одному достаточно информации, чтобы пошли изменения, другому необходима работа с психологом. Избыточный вес — это комплексная проблема. Важны занятия спортом, работа с диетологом. Что касается детей, то тут важно разделять ответственность. Родитель ответственен за качество еды, которую предлагает, за то, где питается ребенок, в какое время, за доступность продуктов. А есть или не есть, сколько есть — это дело ребенка. Энергию ведь все по-разному затрачивают.

kasiyakova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter