Украинцы везут машины из ЕС по новой «серой» схеме. В ней оказались замешаны и белорусы

Этот номер у них проходит

Проблема авто с так называемыми «евробляхами» в соседней Украине — притча во языцех. Местные автолюбители, экономя на ввозных пошлинах, пригоняют автомобили из Западной Европы и отказываются растаможивать их, катаясь на европейских номерах. В таких схемах оказываются замешаны и наши соотечественники. Провезя машину через белорусско-польскую границу, украинцы оформляют временный ввоз, а спустя несколько часов выезжают на родину — машины при этом «вешают» на белорусов. Чем чреваты такие сделки и в чем сокрыты их главные подводные камни — в подробностях разбирался корреспондент «Рэспублікі».

Услуги обходятся в 300—350 долларов. Основную часть этой суммы получают организаторы схемы из Украины и Беларуси, какие-то деньги уходят на «решение вопросов» на украинской границе, «верблюду» достается всего лишь 20—30 долларов. Иногда — 50.

Украинские дороги переполнены автомобилями с иностранной регистрацией, которые в народе уже прозвали «евробляхами». По данным Государственной фискальной службы соседей, только за прошлый год в страну ввезено более 958 000 таких авто. Представители власти заявляют, что владельцы «евроблях» не только нарушают таможенные правила, но и угрожают дорожной безопасности, ведь установить настоящего хозяина такого авто почти невозможно. Водители же всячески отстаивают свое право ездить на доступных по цене машинах — официальное таможенное оформление транспорта стоит очень дорого. Что происходит на дорогах Украины и каким образом белорусы оказались причастны к транспортным разборкам соседей? В ситуации разбирался корреспондент «Рэспублікі».

10-летняя иномарка или «Жигули»?

В пункте пропуска «Доманово» украинский таможенник задает мне единственный вопрос: «Автомобили с европейской регистрацией на себя оформляли?» Заметив мое удивление, рассказывает, что в «серых» схемах поставок «европейцев» в Украину участвуют и белорусы. За 20—30 долларов люди регистрируют на себя временный ввоз автомобилей с европейской регистрацией в Украину, но при этом даже не догадываются о поджидающих их впоследствии неприятностях.    

В Украине сейчас примерно каждое пятое авто — с «евробляхой».

Дорога от границы до Ковеля неважная, но оживленная. Машин с польскими и литовскими номерами встречается много. Примерно каждое пятое авто — с «евробляхой». Возле магазина в городке Ратно встречаемся с владельцем Renault Laguna Владимиром. Он — активный сторонник легализации «евроблях» в Украине и снижения таможенных пошлин. Раньше Владимир работал инженером в Луцке, последние полгода перебивается случайными заработками. Каждая гривна на счету. О том, какую машину выбрать — официально растаможенную или временно ввезенную, парень долго не задумывался. Математика простая:

— Считай сам: свою «француженку» я купил в Польше за тысячу долларов. Добрые люди помогли переоформить, перевезти через границу. Не за спасибо, конечно. Тем не менее мои сопутствующие затраты не превысили 500 долларов. Такую же машину в приличном состоянии на украинских номерах за 5 тысяч долларов еще нужно поискать.

В украинском обществе отношение к «евробляхам», мягко говоря, неоднозначное. Владельцы таких авто часто, совершив ДТП, попросту скрываются с места аварии. Найти виновника потом очень сложно — практически нереально. Владимир к этому относится спокойно:

— Я ведь тоже могу пострадать, если мою машину с европейской регистрацией угонят. Мне ведь она фактически не принадлежит. Кто ее станет искать? А что касается аварий… Эту проблему должен решать не я, а наши власть имущие. Стоимость растаможки автомобилей просто сумасшедшая. Это преподносится в качестве заботы о простых украинцах, но все получается иначе: из-за высокой растаможки мы не можем легально купить 10-летнюю иномарку, поэтому многие до сих пор и ездят на разваливающихся ржавых «Жигулях». Вот такая забота...

Пожалуй, самый известный автомобиль в Западной Украине — это «Микола Запорожец»

Владимир закуривает, достает блокнот, продолжает урок математики. Чтобы легально ввезти автомобиль из-за рубежа, нужно заплатить пошлину 10 процентов от стоимости авто, плюс 20 процентов НДС и акцизный сбор в зависимости от объема двигателя. К этой сумме еще надо добавить стоимость сертификации авто и таможенного оформления. Таким образом, легализация транспортного средства может запросто превысить половину стоимости авто:

— Не проще ли снизить аппетиты, чтобы деньги, которые сейчас люди платят «налево», шли в государственный бюджет? Пусть растаможка будет стоить 500—800 евро, но сейчас она просто на космическом уровне. Представь, купил машину за 10 тысяч евро, а еще 6 приходится заплатить сверху. У нас фактически нет своих автопроизводителей, западные автогиганты в Украине тоже заводы не строят. Исходя из этой ситуации, нам вообще можно вводить минимальную или нулевую пошлину, чтобы каждый украинец мог себе позволить пусть не новую, но приличную машину. Что касается «евроблях», то государству нужно решать эту проблему. Оно разрешило людям законным путем ввезти эти машины и пользоваться ими, теперь нужно этот казус как-то разруливать.

Вот такая коллизия

Александр Турицкий работает водителем на частном предприятии. Прошлым летом с любимой девушкой Татьяной сыграли свадьбу. С помощью родителей приобрели свое первое авто — десятилетнюю Skoda Octavia на украинской регистрации. Цена вопроса — 8 тысяч долларов. В Польше такую же можно купить за пять. Вариант пригнать оттуда и ездить на польских номерах ребята даже не рассматривали:

— Для нас достаточно одной веской причины — если машину угонят, ее попросту не найдут. Но даже не эта причина главная. Мы хотим жить в правовом государстве, поэтому законы важно соблюдать. Можно добиваться их изменения, ратовать за снижение пошлин, устраивать митинги и акции, тем не менее нужно чтить те законы, которые действуют здесь и сейчас. Не скрою, мне не нравится, что у нас кто-то платит полную стоимость за растаможку авто, а кто-то условно законно приобретает машины гораздо дешевле. Все должны находиться в равных условиях и иметь равные возможности.

«Зато не пешком! Зато не в кредит!» — этот лозунг стал актуальным для многих украинских автолюбителей

Почему в Украине сложилась такая ситуация? Одна из причин — законодательная коллизия. Таможенный кодекс запрещает ввоз в страну авто с иностранными номерами для собственного пользования. Поэтому такие автомобили ввозятся в Украину по двум схемам: транзита и временного ввоза. Транзит предполагает нахождение авто в стране в течение 5—10 дней, после чего ему необходимо или снова пересечь границу, или быть растаможенным.

Возможность временного ввоза авто на срок до одного года имеют иностранцы. Это регламентируется Стамбульской конвенцией, к которой Украина присоединилась в 2004 году. Именно этой схемой и пользуются большинство украинских граждан. Работает она так: украинец покупает за рубежом авто, оформленное на местное предприятие, предпринимателя или подставную фирмочку, получает доверенность на управление автомобилем и возвращается в Украину уже на четырех колесах.

Еще одна важная деталь: с 2016 года в Украине вступил в силу стандарт Евро-5, который запретил ввозить в страну машины, не соответствующие экологическим стандартам. Введение Евро-5 сделало фактически невозможной растаможку автомобилей, выпущенных до 2010 года. Поскольку большинству «евроблях» больше 8 лет, то и официально растаможить их невозможно. Время от времени владельцы авто с европейской регистрацией организуют акции. Так, в начале февраля в Киеве прошел очередной автопробег. Главные требования участников — отмена пошлины на б/у автомобили и отмена требований экологического стандарта Евро-5.

По молдавскому образцу

«Микола Запорожец», пожалуй, самый известный автомобиль в Западной Украине. Это не просто автомобиль, а символ тех, кто ратует за снижение или отмену таможенных сборов. Это и видеоблог, и формирующееся общественное движение. У проекта несколько авторов. Они рассказали, в чем его суть:

— Нам постоянно говорят о том, что ввоз автомобилей, которые не соответствуют стандарту Евро-5, фактически запрещен, поскольку такие же требования действуют в Европейском союзе. Этим оправдывают и высокие таможенные пошлины. Мы решили проверить, насколько эти заявления соответствуют действительности.

В украинских СМИ появились сообщения, что власти, скорее всего, будут решать проблему по молдавскому образцу. Там владельцам «евроблях» позволили растаможить их по льготным ставкам — 30 процентов от действующих, а затем ввели жесткий контроль за транзитом и временным ввозом автомобилей из ЕС.

Ребята купили во Львове «Запорожец» 1991 года выпуска за 300 долларов. Вывезли в Польшу и попытались сделать для ЗАЗ польскую регистрацию. Таможенники сначала не знали, как оценить редкое для Европы авто. В итоге сборы составили меньше 400 долларов. С получением польских номеров тоже проблем не возникло. Единственное условие — машина должна пройти техосмотр.

— Затем мы решили проделать обратную процедуру — растаможить этот же автомобиль в Украине. Нам предложили заплатить 3 тысячи долларов. Разумеется, на такие траты мы не пошли. Так и ездим на «евробляхах», участвуем в различных акциях, автопробегах. Пытаемся привлечь внимание к этой проблеме, — рассказывают активисты.

Впрочем, власти о ней хорошо знают. В Верховной раде зарегистрировано 23 законопроекта, которые касаются легализации «евроблях». Какой из них будет принят — пока неизвестно. Сколько депутатов — столько и мнений. Например, председатель комитета Верховной рады по вопросам таможенной и налоговой политики Нина Южанина считает, что просто отменить налог нельзя, поскольку он имеет свое экономическое обоснование:

— Тем более что это было бы несправедливо по отношению к владельцам авто с официальной регистрацией, которые в свое время оплатили ее в полном объеме. Ни в коем случае нельзя делать такую акцию амнистии, позволив растаможить автомобиль за бесценок. Поэтому я думаю, что будет справедливо, если к действующей шкале ставок акцизного налога мы применим определенный понижающий коэффициент.

С 2016 года в Украине вступил в силу стандарт Евро-5, который запретил ввозить в страну машины, не соответствующие экологическим стандартам.

В украинских СМИ появились сообщения, что, скорее всего, проблема будет решаться по молдавскому образцу. Там владельцам «евроблях» позволили растаможить их по льготным ставкам — 30 процентов от действующих, а затем ввели жесткий контроль за транзитом и временным ввозом автомобилей из ЕС. Таким образом, в стране за полгода было растаможено почти 19 тысяч авто с иностранной регистрацией, еще несколько тысяч вывезли или разобрали. Возможно, обратившись к опыту соседей, Украина тоже сможет преодолеть автомобильный кризис.

Пока же организаторы неконтролируемого ввоза в Украину машин на еврономерах зарабатывают огромные деньги. По подсчетам генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, речь идет о сумме примерно 1 млрд евро. Эти деньги, по мнению эксперта, могли бы пойти в бюджет, если бы процедура растаможки была проще и дешевле.

Олег Назаренко называет единственный, по его мнению, возможный путь легализации авто на иностранных номерах:

— Нужно создать условия, когда каждый украинец сможет ввезти автомобиль с минимальными налогами. Но все по закону должны быть равны, и легализация «евроблях» возможна только одним путем: нужно вывезти авто в Европу, снять с учета, привезти в Украину и растаможить на общих условиях по сниженным ставкам, которые должны действовать для всех украинцев, а не только для избранных.

В приграничье есть «верблюды»

Пока же урвать свое стараются не только дельцы из Украины. В польском Перемышле обнаружили 17 местных жителей, на которых зарегистрировано 12,5 тысячи автомобилей. Все они бороздят бескрайние просторы Украины. Но над рисковыми украинскими автолюбителями постоянно маячат штрафы: если автомобиль находится в стране на сутки больше, чем положено Таможенным кодексом, водителю грозит штраф в 85 гривен (1 белорусский рубль равен 13,2 грн. — Прим. автора). Если же авто задержалось в стране от 1 до 10 суток — придется заплатить штраф в размере 3400 гривен, более 10 суток — 8500 гривен. Если автомобиль принадлежит иностранцу, а за рулем украинец — машину могут конфисковать.

Брестские таможенники рассказали, что украинцы часто гонят на родину машины из Европы через белорусско-польскую границу. Оформляют временный ввоз, а спустя несколько часов выезжают в Украину, машины при этом регистрируют на посторонних людей, так называемых «верблюдов». Попытался отыскать тех, кто может помочь с доставкой авто в Украину. Проблем не возникло — в интернете огромное количество предложений. Вот одно из опубликованных ВКонтакте. Авторский текст сообщения сохранен:

«Добрый день ребята! Мы работаем в Беларусь на Бел-Украинской таможне пропуск Мокраны. Мы придоставляем следующий спектр услуг; мы привозим и увозим нерезидентов сами. придоставляем не резидента (верблюда), делаем доверенности завереные натариально при необходимости. От вас нужны только эти документы на авто: доверенность если она есть, зеленая карта, купчи-продажи, тех паспорт авто, тех осмотр и страховка. Если есть вопросы по поводу перигона авто на год в Украину обращайтесь мы проконсультируем вас. Поможем загнать авто на год в Украину быстро и качественно и через год перезагнать».

Подобные услуги обходятся в 300—350 долларов. Основную часть этой суммы получают организаторы схемы из Украины и Беларуси, какие-то деньги уходят на «решение вопросов» на украинской границе, «верблюду» достается всего лишь 20—30 долларов. Иногда — 50. В приграничных регионах нашей страны даже развивается своеобразный бизнес по доставке местных жителей на границу, где на них оформляют временный ввоз европейских автомобилей. Пенсионер Иван Алексеевич из Кобринского района рассказал, как работает эта схема:

— Позвонил друг сына, предложил заработать 30 долларов. В детали он не вдавался, рассказал, что нужно помочь с оформлением машины на границе. От меня нужен только паспорт и личное присутствие. Приехали в пункт пропуска «Мокраны», прошли пешком белорусскую границу, а на украинской стороне в очереди уже стояла иномарочка с польскими номерами. Когда подъехали к таможенникам, я лишь подтвердил, что буду ездить на машине в Украине, а ребята сами оформили все документы. Заподозрил неладное, только когда украинский таможенник предупредил: «Смотрите, наживете неприятности». Но отказываться было уже поздно. Получил свои 30 долларов и вернулся домой. Когда начал расспрашивать приятеля сына, что за неприятности, он сказал, что на другой машине в Украину я не смогу въехать, как минимум, в течение года. А у меня и машины-то нет. Так что ничего страшного…

Виктор Г. из той же деревни ездил в «автотур» на украинскую границу прошлой осенью. Говорит, у перегонщиков автомобилей из ЕС все четко организовано:

— Всего нас было четверо, каждому досталось по одному автомобилю. Ребята-перегонщики хорошо знают, куда идти, что оформлять, постоянно на связи с поляками и какими-то людьми в Украине. На все про все ушло примерно четыре часа. Потом мы пешком вернулись в Беларусь, а машины, оформленные на нас, уехали в Украину. Когда жена узнала, что я повесил на себя машину, очень ругалась. Говорит, мало ли что с ней станет в Украине: вдруг в аварию попадет, а я буду виноват. Честно говоря, прежде об этом не задумывался, а теперь даже немного переживаю. Больше в таких схемах я точно участвовать не буду. Спокойствие дороже.

Виктор рассказал, что среди «верблюдов» есть люди, злоупотребляющие спиртным. Они соглашаются зарегистрировать на себя автомобиль за символическое вознаграждение. Хотя и 20—30 долларов сложно назвать большими деньгами. Если ввезенный автомобиль не покинет территорию страны в установленное законом время, есть риск получить штраф несоизмеримо больший — до тысячи долларов или запрет на въезд в Украину. Такие прецеденты уже были. Стоит ли игра свеч, каждый решает сам.

p.losich@gmail.com

Фото УНІАН, «Обозревателя», ТСН, «За рулем. Украна», из социальных сетей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter