Этот хрип у нас песней зовется

"Продюсерский центр такой-то приглашает жителей Беларуси прослушать по цене от 15 у.
"Продюсерский центр такой-то приглашает жителей Беларуси прослушать по цене от 15 у.е. качественную фонограмму известного артиста в дорогом концертном зале". Такого на бесконечных афишах, украшающих столицу, конечно, не встретишь. Понятное дело, излишняя откровенность отпугнет даже нашего доверчивого зрителя.

Всякая средней величины звезда российской эстрады ежегодно, а иногда и несколько раз в год выступает в каком-либо недешевом концертном зале Минска. И сложно припомнить, чтобы в последние годы концерты, даже с ценой билетов в 100 долларов, отменялись. При этом стоит обратить внимание на то, что сольный концерт в Москве на солидной площадке считается вехой на творческом пути. И, естественно, к нему готовятся долго. Москва - специфический город. Там даже вокруг одноногого баяниста обязательно соберется человек десять зевак. Но чтобы собрать пятитысячную аудиторию, нужно быть по меньшей мере мужем Аллы Пугачевой и доказывать персональное превосходство изо дня в день.

Разумеется, еще необходимо уметь петь. Правда, на этот нюанс обращают внимание, к сожалению, только капризные москвичи. Минчане по-прежнему рады-радехоньки верить, например, в сказку про мальчика-рыбу по имени Витас, поющего "ультразвуком". Иначе чем объяснить аншлаги на его концертах? А ко мне в руки недавно попала любопытная и, я бы сказала, раритетная кассета с настоящими вокальными возможностями этого юноши. История такая: на одном из концертов в Беларуси, где выступал Витас, местный звукорежиссер развлекался, записывая сувенирные кассеты для друзей и близких. Фонограмма с завываниями Витаса звучит вдалеке, и никто, кроме звукорежиссера, не слышит, как Витас хрипит в невыключенный микрофон. Выключить его нельзя - нужно же время от времени в него что-то говорить, чтобы создать иллюзию "живого" исполнения. Эта кассета сейчас широко распространена в узких кругах людей, близких к масс-медиа. Слушать ее долго нет необходимости - сразу понятно, что Витас никакой не певец, а просто аппарат денежного доения для своего продюсера. И денежки эти наши с вами вывозятся из страны огромными мешками. У моего соседа, допустим, волосы на спине растут сверх меры. Думаю, он тоже имел бы большие шансы на успех в шоу-бизнесе. А что - чем эта диковина хуже жабр, искусственных к тому же? Да плевать хотел наш зритель на "фанеру". Он ведь не в филармонию орган идет слушать. Он идет смотреть: ну как там Пугачева? Похудела? Потолстела? Опять похудела?

Или вот еще случай. Белорусская публика, сведущая в музыке, изрядно удивлялась на концерте Николая Баскова во Дворце Республики, распознав в сопровождающих его выступление "Виртуозах Москвы" минских музыкантов. Последние, кстати, говорят, прокатились с Басковым в Прибалтику под видом тех же "Виртуозов". Парадокс в том, что нашего зрителя и этим не напугаешь. Сколько ни писали в прессе о многочисленных составах группы "Стрелки", гастролирующих одновременно в десяти местах, сколько ни высмеивали Татьяну Овсиенко за то, как часто она меняет голоса на своих фонограммах, публика все так же покорно несет денежки промоутерам. А под эту марочку продюсеры-виртуозы в срочном порядке сколачивают очередную однодневку. "Сливки", "Карамель", "Турба-мода". Дело нехитрое: с минимальными затратами пишутся фонограммы - и поехали по стране.

В этом контексте меня лично поразило еще вот что. Во время трансляции недавно прошедшего фестиваля "Золотой шлягер" телезрители могли видеть маленький, но гордый титр в правом нижнем углу: "Жывы гук". Честь, конечно, и хвала оркестру Михаила Финберга за то, что он работает честно. Но до чего же нужно дожить, чтобы живое исполнение считать подвигом артиста? И кому может прийти в голову, что конкурс молодых исполнителей может озвучиваться фонограммой?

А говорят, у нас нет шоу-бизнеса... Что же это, если не он, пресловутый? Когда кто угодно может получить лицензию на прокатную деятельность, провернуть несколько несложных денежных операций, быстро одурачить зрителя и увезти побольше денег. Почему это происходит? Как у нас выполняется закон об использовании фонограммы, как выдаются лицензии на прокатную деятельность? Отслеживает ли кто-нибудь у нас качество привозимых программ? Ведь в той же Москве сами "акулы" шоу-бизнеса, многие из которых служат депутатами в Госдуме, уже не первый год воюют за свои права и права потребителя.

А что же мы? С этими вопросами я пришла к первому заместителю министра культуры Владимиру РЫЛАТКО.

- Владимир Петрович, как у нас обстоят дела с отношением государства к использованию фонограмм в концертной деятельности?

- Любое использование фонограммы, если только это не способ реализации авторского замысла, ограничивает творческие возможности исполнителя. Не говоря уже о так называемой "плюсовой" фонограмме, что является просто имитацией творчества. В свое время Министерство культуры издало приказ об использовании фонограмм в концертной деятельности. Это была естественная реакция на "разбушевавшуюся эстрадную стихию", продиктованная необходимостью уберечь творческую молодежь, активно заявлявшую себя на эстраде, от разлагающей "фанерной" жизни в искусстве. Конечно, только приказами революцию в шоу-бизнесе не совершить. Но благодаря общим усилиям удалось на 75 процентов избавиться от фонограммы на "Славянском базаре", на всех крупных государственных культурных акциях, да и в практической концертной жизни уважающих себя и публику артистов. Однако борьба за "живой" звук находится пока в середине своего пути.

- В российской Госдуме сейчас активно обсуждается проект закона о шоу-бизнесе, который не только должен быть направлен на защиту продюсерских интересов, но и будет учитывать право зрителя знать, что в том или ином концерте используется фонограмма. Что-то подобное планируется у нас?

- Во-первых, в проект закона о дополнениях и изменениях в Закон "О культуре" внесено положение о государственном регулировании концертной жизни. В первом полугодии 2002 года закон будут рассматривать в нашем парламенте. Но так как в этом нормативном документе невозможно предусмотреть все тонкости концертной практики, в настоящее время в Министерстве юстиции находится на экспертизе проект постановления правительства о регулировании концертной деятельности, которым вводятся гастрольные удостоверения, где будут предусматриваться финансовые гарантии зрителю в случае отмены концертов и порядок использования фонограмм, информирования об этом зрителя. Правда, несмотря на очевидную необходимость такого решения, борьба за него идет нелегкая. Но мы оптимисты.

Вы можете спросить: а как обнаружить, под фонограмму поет артист или нет? Если на сцене опытный артист и не подводит техника, то это действительно обнаружить так же сложно, как след корабля в море. Но я убежден, что если существует государственный порядок, то любой благоразумный человек не захочет его нарушать. И потом, не исчезло еще такое понятие, как профессиональная честь артиста.

- Владимир Петрович, ходят разговоры о том, что намечаются перемены в отношении государства к концертным организациям. Что вы можете сказать по этому поводу?

- К своим - да. Мы должны повышать свою конкурентоспособность как на нашем, так и на зарубежном рынке культурных услуг. А вообще, чем больше будет профессиональных, грамотных, любящих свое дело субъектов культурной политики, тем лучше. Дело государства создать всем нормальные условия деятельности в общем правовом поле и, конечно, всеми средствами поддерживать настоящее искусство.

- Но пока законы и решения только обсуждаются, из страны благодаря доверчивости нашего зрителя вывозятся огромные деньги. Это же ненормальная ситуация!

- Думаю, что Беларусь - и в первую очередь наша гордость Дворец Республики - и после принятия законов будет любимым местом для многих замечательных зарубежных артистов. Ведь мы, к примеру, силами собственных творческих коллективов и исполнителей можем обеспечить не более 30 - 40 процентов реального спроса жителей республики. Другое дело, что необходимо добиваться большей экономической эффективности использования наших концертных залов, площадок и т.д.

- Владимир Петрович, а вы могли бы сказать точно, кто из гастролеров поет под фонограмму?

- Кроме тех, которые поют под оркестр или ансамбль, фонограмму в той или иной степени используют все эстрадные артисты - как наши, так и зарубежные.

Но будущее за "живым" звуком, живым творческим общением артиста и публики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter