Этот дождик выдумал художник

РТБД представил спектакль «Хто пакахае мадам?»

Молодые драматурги получают здесь возможность предложить публике свое мнение о сегодняшней жизни и людях. Молодые режиссеры – попробовать силы, добиться успеха или уйти из профессии.

И все это в Республиканском театре белорусской драматургии, где каждый месяц событие, то скромное, то более значительного масштаба. РТБД все чаще становится лабораторией для трех главных фигур театрального процесса – драматургов, режиссеров, актеров. Так произошло и со спектаклем «Хто пакахае мадам?».

Никому не известный автор Анатолий Шурпин долго ждал выхода пьесы на сцену. За материал, далекий от совершенства и абсолютно непривычный, взялся режиссер Венедикт Растриженков. Было ясно, что Анатолий Шурпин — человек талантливый, но не знающий, как свой талант использовать. Почему решил писать пьесы, вряд ли ответит. Современного театра не знает. Живет вдали от театральной жизни. Иногда сочиняет музыку. Захотел и издал книжку со своими пьесами. Тиражом в несколько экземпляров.

Растриженков читал текст Шурпина и видел смысл произведения: вечный поиск счастливой любви и невозможность ее получить. Где, когда, с кем это происходит? Предположили, в какой-то западной стране начала ХХ века две немолодые актрисы… В этом особом мире ярко освещенной сцены и сумрачного закулисья часто личное переплетается с выдуманными ролями.

Так возник образ театра в театре, а трудноватый для понимания текст получил жанр «фарса в слезах и абсурда в реализме». Такого у нас еще не было. И самое замечательное, что именно в таком странном жанре поставлен спектакль.

Мы стали забывать о том, что режиссер в спектакле должен являться проводником идей и смыслов, которые заложены в драматургии и актуальны для сегодняшнего дня. Чаще всего наши режиссеры этот факт игнорируют и стараются прежде всего заявить о себе, подчиняя спектакль своему личному настроению и взглядам. Венедикт Растриженков вернулся к классическим основам профессии – литературной работе с автором — и очистил пьесу от всего случайного и несценичного. Он создает спектакль-гротеск, который слегка шокирует зрителей. Пьеса Шурпина начинает напоминать произведение абсурдиста Эжена Ионеско «Король умирает», где две соперницы борются за одного странного мужчину. Только у Ионеско все трагично. У Шурпина — смешно. А в финале — смерть, в которую можно поверить, а можно не принять всерьез.

Художник Игорь Анисенко придумал простое оформление с театральным занавесом и оригинальными костюмами. Актерское фойе, перед выходом на сцену. Две актрисы пьют кофе, повторяют текст ролей. Им прислуживает юная Лиза. Слышен характерный шум зрительного зала. Тишина. Начинается спектакль, который трудно отличить от того, что могло происходить в личной жизни этих дам. В музыкальной теме спектакля навязчиво жужжит муха. Балаганный театр незаметно переходит в реалистический и наоборот.

Если драматурги и режиссеры в РТБД — фигуры, на которые обращено главное внимание, то актеры остаются исполнителями, материалом для тех и других. Им жаловаться и роптать не положено. Редко удается раскрыть себя в непривычном качестве. В спектакле «Хто пакахае мадам?» это произошло. Татьяна Мархель (Мадам), Галина Чернобаева (Фрау) и Сергей Шимко (Аббат и Лиза) проявили новые актерские возможности, о которых не все догадывались.

Создательница народных белорусских типов Мархель здесь восторженная и наивная, будто постаревшая кукла Мальвина в облаке розовых и голубых нарядов. Острая, характерная Чернобаева предстала неулыбчивой роковой женщиной типа вампирши с бледным лицом смерти. Шимко демонстрирует почти клоунский талант, переходя из женского образа в мужской, делая шутливым авторский текст. Он такой грустный романтик, плохо понимающий томления немолодых актрис.

Все трое погружены в свои мысли и чувства. Кажется, что им нет дела до нас, зрителей. История смешит, ничего не навязывает. Дамы отравили друг друга. Актрисы в том театре остались живы. Ирония сгладила шероховатости. Осталось место для фантазии, выдумки, мечты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter