Стало известно, что собой представляет первый беспилотный автобус

Этот далеко поедет!

Недавно в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» впервые протестировали беспилотный электробус. Сингапурская разработка способна развивать скорость до 40 км\ч и имеет запас хода в 180 км. Ожидается, что уже в июне он начнет курсировать по индустриальному парку и перевозить по его территории сотрудников и гостей. Проект еще находится на стадии испытаний, но уже подает большие надежды на возможность появления инновационного направления машиностроения в нашей стране. В тестовом заезде поучаствовали корреспонденты «Р».

Индустриальный парк «Великий камень» используется как тестовая площадка для испытаний беспилотного электробуса с начала мая.



Судно без капитана

Наладкой работы беспилотников в индустриальном парке занимается ООО «Международная технологическая компания «Интеллектуальное оборудование» – резидент «Великого камня». Согласно заключенному договору с СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» это предприятие занимается созданием центра разработки беспилотных автомобилей.

Инженер-конструктор компании «Интеллектуальное оборудование» Илья Новик следит за подготовкой беспилотника к пуску.
Вблизи дизайн беспилотного транспорта выглядит минималистично и имеет плавный контур. Инженер-конструктор компании «Интеллектуальное оборудование» Илья Новик пояснил, что у транспорта есть два режима: полноценный автопилот (руль снимается, в кабине остаются только места для сидения) и автопилот с установленным рулем (оператор может вносить коррективы в маршрут транспорта при необходимости, но едет он сам). Автопилот с установленным рулем на данном этапе необходим, ведь сейчас идет еще только ранняя стадия тестирования.

Для тестов отвели специальный «полигон» — пересечение улиц Бирюзовой и Рубиновой в парке. Здесь нет другого транспорта, людей – тоже. Перед стартом команда китайских специалистов установила руль, а потом около 20 минут мы ждали, пока на удаленном сервере (расположенном, кстати, где-то в Китае) одобрят наш маршрут. 

Далее, пройдя инструктаж, поднимаемся на борт вместе с техническим персоналом. К слову, «на разогреве» первые пять минут управлять беспилотником все еще нужно: датчики и камеры шаттла должны сработаться с заданным маршрутом. После того как все системы начнут функционировать согласованно, начинается самое интересное. Водитель отпускает руль, и… мы все равно едем в нужном направлении. Плавный вход в повороты, обычное прямое движение, смена полос – беспилотник делает все самостоятельно. Необычное ощущение.

Электробус действительно способен разогнаться до 40 км/час, но рекомендованная эксплуатационная скорость ниже — около 25 км/час. С ней мы и двигались. Заявленный запас хода достигает 180 км, а полностью новинка заряжается за 4 часа. Ход плавный и размеренный, будто идешь пешком. Спокойно успеваешь полюбоваться пейзажами на ходу.

Закончив свою непродолжительную, но необычную поездку, могу с уверенностью сказать, что этот опыт мало чем отличается от поездки на обычном автобусе. За исключением, конечно, отсутствующего в кабине водителя. Интересно, насколько необычно будет проехать на беспилотнике по скоростной трассе с какими-нибудь 120 км/ч? Но об этом — в скором или не очень скором будущем. 

Во время тестов в беспилотном транспорте устанавливают руль — мера безопасности.

Дорога для испытаний

Заместитель генерального директора компании «Интеллектуальное оборудование» в Беларуси Селия Цзэн
рассказала, что индустриальный парк используется как тестовая площадка для испытаний беспилотного транспорта с начала мая. Тестирование новой технологии проходит совместно с УГАИ Минской области. Для этого выделен участок дороги со специальным обустройством. После того как технологию обкатают и испытания подтвердят безопасность, возможным станет отправить аппарат на действующие дороги парка. Ожидается, что соответствующее заключение ГАИ будет получено в июне. Также Селия Цзэн рассказала мне, что компания вскоре создаст в парке зарядную инфраструктуру. 

— В июне на дорогах парка будет один беспилотный электробус. После удачных испытаний рассматриваем возможность привезти еще несколько таких авто. Это также зависит от спроса.

Кстати, в Китае такой транспорт уже применяется в индустриальных парках. Есть и ряд других разрешенных мест для использования беспилотников. Эксплуатация их у нас во многом будет упираться в обновление законодательства, а также в успешность проведения испытаний. 

Перед пуском проводят калибровку всех систем.

Умная начинка

Следует отметить, несмотря на то что электробус беспилотный, специалист техподдержки на борту все же предусмотрен. В его функции будет входить устранение возможных неполадок. Передвигается электробус за счет координат, которые ему указывает система глобального позиционирования (GPS) с использованием метода кинематической спутниковой навигации (RTK). Также в беспилотнике есть умные камеры, датчики и радар, которые контролируют его ход движения на всем пути. Илья Новик подробнее ознакомил с начинкой устройства:

— Здесь есть оптическая система LIDAR, которая дает возможность беспилотнику создавать объемную карту местности, позволяющую искусственному интеллекту определять положение предметов в пространстве. Сверху установлена камера, которая способна определить объект перед нами на маршруте, будь то препятствие или даже человек, – для каждого объекта у транспорта свой алгоритм поведения. К слову, если перед нами человек, машина будет вести себя крайне осторожно и просчитает, когда следует аккуратно затормозить. Также есть парктроник – датчик, определяющий расстояние на более близких дистанциях. Некоторые системы дублируют друг друга, в комплексе это повышает точность работы беспилотного транспорта. 

Минималистичный дизайн и плавные изгибы — ничего лишнего.

Когда дело дойдет до эксплуатации, то, чтобы датчики и GPS беспилотника работали на должном уровне, будет развернута 5G-сеть. Ожидается, что это произойдет во втором полугодии 2020 года. Связь нового поколения обеспечит взаимодействие между дорогой и электробусом максимально эффективно. 

Кроме того, для лучшей адаптации и повышения уровня локализации работы беспилотного транспорта в нашей стране компания «Интеллектуальное оборудование» рассматривает возможность использовать опыт белорусских компаний, которые предоставляют аналогичные программные сервисы. Также будет осуществляться сотрудничество с резидентами парка и НАН.

Зарядка перед стартом.

КОМПЕТЕНТНО

Михаил АКУЛИЧ, начальник УГАИ УВД Миноблисполкома:

— Для испытания беспилотного транспорта в «Великом камне» мы разработали схему движения. В ней учли предложения представителей индустриального парка о том, где бы они хотели организовать тестирование, согласовали ограничение движения на этих участках дороги. 

Хочу заметить, что инфраструктура парка, как и заявлялось на стадии его проектирования, создается с применением новых и прогрессивных решений в части организации дорожного движения. В «Великом камне» можно без проблем организовать условия для испытания беспилотного транспорта. Это самое лучшее место для тестирования на данный момент в стране. 

Что касается вопроса о том, когда на дорогах общего пользования может появиться беспилотный транспорт, обращаю внимание, что у нас пока нет соответствующего законодательства. Нормы наших законов не предусматривают участие в дорожном движении беспилотных транспортных средств. Да, в мире уже более 10 лет проходят коммерческие испытания беспилотного транспорта. Мы тоже стали на этот путь и приветствуем инициативы парка. УГАИ УВД Минобл­исполкома будет участвовать во всех от нас зависящих мероприятиях. Сейчас мы изучаем все открытые источники и практики применения беспилотного транспорта.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУШНЕР