Это женское дело

О гендерном равенстве

Говорят, сила женщины в ее слабости. Меж тем когда речь заходит о месте под солнцем, вряд ли жесткий работодатель будет руководствоваться этим фактом. Высокая самооценка, квалификация и стрессоустойчивость впечатлят его много больше. А то, что сегодня женщины стремятся к карьерному росту, имеют желание «все успеть, всего добиться», вызывает спектр чувств от восхищения до явного раздражения.


Слышали что–то об определении «золотые юбки»? Звучит красиво, респектабельно. И не только звучит! Дело в том, что крупные французские компании срочно ищут женщин. Карьерные перспективы самые завидные — места в совете директоров. В ближайшие годы крупным корпорациям придется взять чуть менее полутора тысяч представительниц прекрасного пола на руководящие посты. Именно столько требуется, чтобы выполнить принятый в этом году парламентом Франции закон. Согласно ему в 2017 году 40 процентов мест в советах директоров компаний с оборотом более 50 миллионов евро в год должны занимать женщины. За игнорирование и невыполнение квоты установлены серьезные санкции. Например, назначение директоров–мужчин будет считаться нелегитимным. В общем, Европа за гендерное равенство борется уже на законодательном уровне.


А впервые было введено квотирование для женщин в крупном бизнесе в суровой Норвегии. И поначалу, надо сказать, инвесторов такое новшество привело в панику. Ведь только 7 процентов женщин в 2003 году были у руля. Сегодня эта страна — рекордсмен по доле «золотых юбок» в бизнес–элите. И социологи, психологи, экономисты давно доказали: финансовое и психологическое здоровье много лучше именно в смешанных, а не однополых коллективах. Они более креативны, гибки, успешны, в конце концов.


У нас подобной системы квотирования не существует. Но... Беларусь входит в число 27 стран, где более 30 процентов руководящих должностей занимают женщины. И получилось это как–то само собой. Без законодательных подталкиваний. Кстати, в нашем Парламенте более 32 процентов женщин. А вот из 24 министров только одна дама — министр труда и соцзащиты.


Интересно, как распределяется пропорция руководителей в зависимости от пола в различных отраслях. Например, в строительстве руководителей–мужчин — 11,3 процента от общего количества работающих, женщин — 8,6; в здравоохранении разрыв еще больше — 12 процентов против 4,2. Зато начальников–женщин больше в сфере культуры — 14,7 процента (мужчин — 12,8). Что удивительно, их больше и на руководящих должностях в лесном хозяйстве — на 2,1 процента — и в сельском: на 0,6 процента.


Но... Больной вопрос: в одной и той же отрасли представительницы слабой половины зарабатывают меньше сильной. Судите сами. В декабре 2010–го средняя заработная плата женщин в Беларуси в строительстве составила 1,65 млн. рублей, мужчин — 1,9 млн. В сфере образования мужчины получали почти на 300 тысяч больше, чем их коллеги–дамы. Такая же картина в здравоохранении и предоставлении социальных услуг. Разница доходов в сфере производства еще заметнее.


Вопрос — почему? Обычные объяснения: разные уровни квалификации, нежелание женщин идти на рисковые должности с большой ответственностью, неполный рабочий график. Если с двумя последними пунктами еще частично можно согласиться, то насчет квалификации — очень сомнительно. Ведь 58 процентов студентов наших вузов — это девушки! И в целом, как показала последняя перепись населения, уровень образования у прекрасной половины выше.


Вездесущие ныне психологи убеждают: дамы сами виноваты в том, что получают меньше! Мол, при устройстве на работу на собеседовании на вопрос о желаемой заработной плате они называют гораздо более скоромную цифру, чем соискатели–мужчины. С другой стороны, общество слишком обременено стереотипом «женщина — хранительница очага, мужчина — кормилец и добытчик». На женщину меньше надежд, ведь она должна выйти замуж и родить детей. А значит, вынужденный простой в карьере неминуем.


Одна из консалтинговых компаний как–то провела опрос широкой аудитории на тему: «Кто, по–вашему, должен зарабатывать в семье»? 45 процентов респондентов уверенно ответили: конечно, мужчина. Остальные были не столь категоричны, определив, что в таком вопросе пол не должен иметь значения. При этом никто (!) не высказался за то, что зарабатывать больше должна женщина. Что ж, традиционные взгляды, социальные стереотипы, куда мы от них... Вот только узнать, что за тот же объем и такое же качество работы тебе платят меньше, чем мужчине–коллеге, было бы все же не очень приятно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter