Что исследуют аспиранты, получившие стипендии Президента

Это здорово, когда горят глаза

В этом году стипендии Президента получили 92 аспиранта, каждый из которых погружен в работу над диссертацией по актуальным для страны темам. А признание на высшем уровне и материальная поддержка — важный шаг по карьерной лестнице для молодого ученого. Сегодня такие исследователи трудятся в разных сферах: кто–то посвятил себя медицине, кто–то — истории, а кто–то старается внести свой вклад в развитие сельского хозяйства. И все же есть у них одна общая черта — глаза, горящие любовью к делу. Корреспонденты «СБ» с президентскими стипендиатами познакомились ближе...


Анна Гончарова — аспирант кафедры клинической микробиологии Витебского государственного медицинского университета. Право быть стипендиатом она получила за разработку и внедрение в клиническую практику и учебный процесс метода диагностики гнойно–воспалительных заболеваний челюстно–лицевой области. Каково это — быть в обойме лучших молодых ученых страны?

- Когда услышала новость по телефону от проректора по научно–исследовательской работе, сердце екнуло. Подумала: вот это да!.. И даже сейчас эмоции через край: удовлетворение, признательность всем, кто причастен к моему успеху, и, конечно, ответственность. Чувствую, можно горы свернуть, если очень захотеть и верить в себя. Всем, кто только задумывается над научной карьерой, советую — дерзайте! Как тут не вспомнить коллоквиум по латыни и известное «через тернии к звездам»? Мой путь в науку — это каждодневные, пусть далеко не всегда семимильные, шаги вперед и работа над собой. В 2017–м я стала обладателем гранта от Республиканского фонда фундаментальных исследований, поверившего в мои изыскания, а президентская стипендия — яркий финал Года науки, – эмоциональна Анна Гончарова.

Новый метод диагностики гнойно–воспалительных заболеваний челюстно–лицевой области с прошлого года используют в четырех областных больницах страны и в Витебской областной стоматологической поликлинике. Суть нововведения для людей, далеких от медицины, Анна описывает так: использовать ротовую жидкость, так называемую смешанную слюну, чтобы определять степень тяжести хирургических стоматологических заболеваний и результативность проводимого лечения. Метод прост в применении, эффективен и позволяет избежать инвазивного (то есть с проникновением внутрь) вмешательства.

Анна Гончарова с аспиранткой Натальей Масюк.

Почему стоматология? Анна подчеркивает: это не просто грезы о голливудской улыбке, а много больше. Сейчас, кроме очной аспирантуры, она преподает на кафедре челюстно–лицевой хирургии, является секретарем Совета молодых ученых ВГМУ и уже в этом году намерена завершить и защитить кандидатскую диссертацию, которой занимается с 2012 года (останавливалась только на время декрета). Стипендиатка не сомневается: кто загружен под завязку, чаще найдет время и на то, чтобы отдохнуть с родными, и на увлечения. Еще со школы увлекалась легкой атлетикой, волейболом, в студенчестве серьезно занималась спортивной аэробикой, сейчас — в университетской женской команде по волейболу, а недавно пошла еще и на танцы. Очередное достижение она, конечно же, решила посвятить самым близким — маме Валентине Викторовне, папе Игорю Геннадьевичу, пятилетнему сыну Игорьку и мужу Вячеславу.

— Особые слова благодарности — коллегам, с которыми работаем в одной команде: моему научному руководителю Виталию Окуличу, заведующему кафедрой челюстно–лицевой хирургии Арине Кабановой, ассистенту кафедры терапевтической стоматологии Наталье Колчановой. Уверена, любое открытие по плечу, если действовать сообща. Радует, что в этом году, как и в прошлом, в моем родном вузе два президентских стипендиата. Поздравляю свою коллегу, аспиранта кафедры организации и экономики фармации Надежду Михайлову!

В БГПУ имени М.Танка сразу 5 молодых ученых будут в этом году получать президентские стипендии. Среди них Оксана Терешко, аспирант кафедры математики и методики преподавания математики физико–математического факультета. Девушка, которая уже успела поработать по гранту Министерства образования, исследует, как сформировать метапредметные компетенции (проще говоря, систему основных универсальных действий) при обучении решению задач в 5 — 7–х классах. Причем разбирается в теме не только на словах, но и на деле. Уже три года ведет уроки в минской школе № 40, поэтому и встречу с журналистами назначила на утро, за полчаса до звонка на первый урок.

Оксана Терешко.

Задачу Оксана себе поставила непростую — показать школьникам, как математика пригодится им в жизни. И если с геометрией проще — все–таки она вокруг нас, то с алгеброй не столь очевидно. На вопрос «Где же мне этот предмет понадобится?» наша собеседница отвечает так:

— Я всегда говорю ученикам, что это анализ. В жизни тебе часто придется анализировать ситуацию, потом принимать какое–то решение. И если ты сейчас внимательно решаешь пример, можешь себя проверить, то точно так же это понадобится тебе и в жизни: умение тщательно что–то делать, проверять и перепроверять. Речь идет именно о формировании обобщенных приемов. Анализ, синтез, умение обобщать и классифицировать — все это пригодится.

Аспирант уже может похвастаться учебным пособием в соавторстве со своим научным руководителем Ольгой Пирютко. Первая книга для пятиклассников как раз посвящена практико–ориентированным задачам. Вот–вот должна появиться и вторая, уже для шестого класса. А поскольку поменялись программы и учебники, работа оказалась более чем актуальной. Учитель приводит бытовой пример:

— Одна из задач — проанализировать тарифы мобильного оператора и выбрать удобный для себя. Тут придется поработать с информацией в интернете, сравнить ее и сделать какой–то вывод.

Хотя в школе Оксана ведет уроки в 7 — 11–х классах, научный интерес сосредоточен на более младшем возрасте. В чем причина?

— Мы анализировали этот вопрос со стороны психологии, и именно возраст учеников 5 — 7–х классов — тот период, когда как раз развивается логическое мышление.

Впрочем, у каждого возраста, отмечает наша собеседница, есть свои особенности, их надо учитывать. С улыбкой вспоминает: был даже класс, где урок начинали с обнимашек. Сама же она пришла в математику благодаря хорошему учителю по этому предмету, которая была еще и классным руководителем.

— Она долго отговаривала меня и маму. Но в итоге сейчас, когда приезжаю на встречи выпускников, вижу, что она мной гордится.

pasiyak@sb.by

navumavahanna@mail.ru

Фото БЕЛТА и Артура ПРУПАСА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter