Это возраст, это пройдет

Как относиться к пирсингу на языке сына и многочасовой болтовне дочери по телефону? Встречаются ли в природе всегда ласковые и покладистые подростки? Насколько близко к сердцу стоит воспринимать “неуды” по поведению и упреки в том, что вы плохо воспитываете своего ребенка? На эти и другие вопросы отвечает психотерапевт, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Белорусского государственного медицинского университета Татьяна ЕМЕЛЬЯНЦЕВА.

Вместо визитки. У сегодняшней собеседницы “НГ” редкая специализация: наряду с другими специалистами Минского городского детско-подросткового психоневрологического диспансера она изучает причины, толкающие подростков на самоубийство, и ищет способы их устранения. Статистика дает основания полагать, что поиски эффективны: если десять лет назад в Минске было зарегистрировано 237 попыток самоубийства у подростков, то последние три года этот показатель держится на уровне 90—100. Хотя каждая попытка едва приоткрывшего дверь в мир человека свести счеты с жизнью — явление ужасное, нелепое и нелогичное.

В развитых странах среди причин смерти детей, подростков и молодежи самоубийство занимает второе место.
— Изучая детей, которые решились на самоубийство, мы редко находили у них психические заболевания или депрессию — по возрасту она им еще “не положена”. Но часто сталкивались с ситуацией, когда родителям не до проблем подростка. Вот один из примеров: в неблагополучной семье папа пьет, а мама “зарабатывает деньги” и прикладывает много сил, чтобы контролировать мужа, ей не до эмоциональной поддержки собственных детей. Дочь-старшеклассница случайно забеременела, но поскольку ей не с кем поделиться своей проблемой — подруги еще не обладают жизненным опытом, а маме не до нее, — решает отравиться таблетками.
Самоубийство часто рассматривают как аутоагрессивное поведение — проекцию агрессии на себя. А подростковый возраст, как известно, отмечен не только гормональной перестройкой организма, но и  мощным психологическим кризисом осознания собственной личности. В это время человек находится на пике собственной агрессивности.
— Можно ли минимизировать последствия этого периода для всей семьи?
— “Проскочить” период подростковой агрессивности за неделю-две невозможно. И миновать его не получится, хотя формы проявления агрессии могут быть разные: от словесных оскорблений, жестокости по отношению к людям, животным до нанесения вреда себе и другим. Многих родителей слова и поступки ребенка возмущают и раздражают, даже такое достаточно безобидное проявление агрессии, как пирсинг на языке сына или многочасовые разговоры дочери по телефону. С точки зрения психотерапевта, это не просто болтовня, а переживание какой-то ситуации! Но если родитель поддался на провокацию — взорвался, накричал, ответил раздраженно — он сыграл в свои ворота. Ведь цель подростка, который стремится к роли взрослого, — развенчать авторитет родителей. Поэтому все, что остается родителям, — признать агрессивность подростка, а затем постараться направить ее в приемлемое русло, ведь она не только разрушающая сила, но и способ защиты интересов, собственного мнения, поведенческий протест формирующейся личности в отношениях со средой, условия которой не устраивают.
А не устраивает подростков все или почти все, они ведь живут в ином мире, мыслят иными категориями: “все или ничего”. Такой максимализм и вызывает конфликт. Поэтому важно уметь понимать и принимать мир подростка, где нет мелочей, и любая ситуация может обернуться трагедией.
Спровоцировать конфликт и подтолкнуть к роковому шагу может все что угодно. Безответная или запретная любовь: часто родители недопонимают тот факт, что чем больше запрещаешь, тем больше хочется. “Ромео и Джульетту” им бы перечитать!
Конфликт в коллективе — еще один повод свести счеты с жизнью, ведь в этом возрасте особенно важно быть принятым группой сверстников. Ситуация предательства: “как со мной могли так поступить?” Многие взрослые, проживая жизнь, не могут обрести способности прощать — умения принимать свободу выбора другого человека. Что же требовать от подростка, который эгоист по сути своего переходного периода от детства к взрослой жизни?
— Что делать, если свобода выбора подростка принимает малоэстетичные формы вроде пирсинга?
— Медики склонны относить пирсинг к “самоповреждающему поведению”, которое может быть способом успокоиться для импульсивных, гиперактивных, склонных к сильным эмоциям детей. Трогая серьгу на языке, подросток чувствует боль, которая словно утихомиривает его эмоции, возвращает на землю. Кстати, другими вариантами самоповреждающего поведения может быть грызение ногтей, навязчивое выдергивание волос, выдавливание угревых высыпаний, “насечки” на левом предплечье или тыле кистей. Родителям стоит воспринимать такое поведение как способ снять стресс, принимать его и не бояться, и помнить, что с возрастом эти явления, как правило, значительно уменьшаются.
— Значит ли это, что грызущего ногти малыша можно характеризовать как натуру импульсивную, склонную к необдуманным шагам?
— По моим наблюдениям, действительно, чаще всего грызут ногти гиперактивные дети с недостатком концентрации внимания. Таких видно уже в песочнице, но проблемы у них начинаются в первом классе, когда выясняется, что высидеть целый урок выше их сил. Чаще всего учитель такого малыша вызывает его родителей и пеняет им, что маленький ученик плохо воспитан. Родители в это верят и “закручивают гайки” в отношениях с ребенком, что не решает проблем, а лишь порождает новые. На Западе таких детей с ясельного возраста корректирует психотерапевт, а родителям создаются условия для того, чтобы хоть несколько недель в году они отдыхали от своего “электровеника”.

Три совета от Татьяны Емельянцевой

* Будьте рядом со своим подростком, помогайте ему, хвалите его, а не ругайте.
* Выучите волшебную фразу — “Я готов разрешить тебе, если ты...”, и почаще ее используйте, когда подросток просит о “взрослых” вещах.
* Когда вам кажется, что противостоять проблемам подросткового периода у вас уже нет сил, помните: “все пройдет, и это пройдет...”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter