«Это вам не прогулки по Елисейским полям!»

22 ИЮНЯ, когда фашисты напали на нашу страну, Василий Корж, работавший заведующим финансовым сектором Пинского обкома партии, предложил руководству создать партизанский отряд. Его идею отвергли. В соответствии с господствовавшей тогда доктриной Красная Армия должна была вскоре бить врага на его территории. Однако жизнь распорядилась иначе. Фашисты быстро захватывали наши города и села, поэтому вскоре отряд пришлось формировать.

В первый бой белорусские партизаны вступили с врагом уже через неделю после начала войны.

22 ИЮНЯ, когда фашисты напали на нашу страну, Василий Корж, работавший заведующим финансовым сектором Пинского обкома партии, предложил руководству создать партизанский отряд. Его идею отвергли. В соответствии с господствовавшей тогда доктриной Красная Армия должна была вскоре бить врага на его территории. Однако жизнь распорядилась иначе. Фашисты быстро захватывали наши города и села, поэтому вскоре отряд пришлось формировать.

Дипломированный партизан

29 июня партизаны под командованием Василия Коржа устроили засаду на дороге Пинск — Логишин. Вскоре на ней появились две немецкие танкетки. Один из бойцов бросил под гусеницы первой связку гранат. Машина остановилась. За ней и вторая. Партизаны окружили замершую вражескую технику и выкурили фашистов наружу. Появившийся из люка гитлеровский офицер возмутился:

— Почему меня задерживают гражданские лица? Это не по правилам!

Корж, который знал немецкий язык, приставил пистолет к подбородку фашиста и сурово сказал:

— А лезть на чужую землю — это по правилам? А города бомбить, а детей убивать? Но мы за все отомстим! Захлебнетесь в своей крови! Это вам не прогулки по Елисейским полям!

Партизаны в первом бою взяли хорошие трофеи: сняли с танкеток пулеметы, забрали у фашистов гранаты, пистолеты и автоматы, много патронов.

Первую операцию против фашистов Корж провел умело и без потерь, потому что имел немалый опыт партизанской войны. Приобретать его он начал еще в 20-е годы. После Рижского мирного договора родная деревня Коржа Хоростово нынешнего Солигорского района отошла к Польше. Его, родившегося в 1899 году, забрали в армию. Однажды в ответ на издевательство он ударил польского капрала, за что оказался под арестом, но вскоре оттуда сбежал. Домой идти было опасно, поэтому подался в действовавший в тамошних местах партизанский отряд Кирилла Орловского. Там его сразу зачислили рядовым бойцом, а после нескольких операций, в которых Корж проявил исключительное мастерство  и личную храбрость, Орловский взял его к себе заместителем.

В начале 30-х годов Корж перебрался на советскую территорию, где после окончания специальных курсов ОГПУ стал командиром резервного партизанского соединения. Это секретное подразделение готовило разведчиков и диверсантов на случай войны. И она пришла. Но сначала в Испанию. Вместе с тысячами добровольцев из разных стран сражался с фашизмом и Василий Корж, получивший псевдоним «товарищ Пабло». Там он учил республиканцев диверсионной работе, сам нередко участвовал в боях. А однажды даже спас старого товарища Кирилла Орловского, которого враги заблокировали с бойцами в горах. Так что к началу нападения гитлеровцев на нашу страну Корж знал и язык немцев, и как бороться с ними партизанскими методами.

Не все было складно

Однако большинство командиров созданных в начальный период войны партизанских отрядов не умели воевать так, как Корж. Поэтому их первые операции не всегда были удачными.

Уже в начале июля 1941 года организовал партизанский отряд председатель колхоза из деревни Сковшин нынешнего Солигорского района Дмитрий Хамицевич. Однажды разведка донесла, что в сторону отряда движется какая-то фашистская часть. Командир приказал встретить врага огнем. Партизаны залегли у моста и вскоре увидели небольшую группу немцев. Это была разведка. Ее следовало бы пропустить и ударить по основным силам. Но Хамицевич не владел тактикой боя, поэтому сразу приказал открыть огонь по авангарду. Пока шла перестрелка, немецкое подразделение развернулось и стало теснить партизан. Те вынуждены были отойти в глубь леса, не захватив никаких трофеев.

Трясина стала могилой

Уже в начале войны партизаны, действовавшие на Полесье, решили использовать в своих целях природный фактор. Тогда еще болота не осушали. В них можно было и самим прятаться, и врага туда загонять.

Как-то разведка партизанского отряда, которым командовал секретарь Старобинского райкома партии Василий Меркуль, доложила, что фашисты движутся в сторону деревни Листопадовичи. На их пути была гать. Партизаны устроили засады по обе ее стороны.

— Я был в первой засаде, — вспоминал партизан Степан Петрович, который до войны работал счетоводом Старобинской машинно-тракторной станции. — Мы увидели, что фашистский отряд едет верхом на лошадях. Когда все гитлеровцы въехали на гать, мы открыли прицельный огонь с близкого расстояния. Многие всадники сразу свалились, перепуганные лошади помчались в разные стороны, в том числе и в болото. Немало врагов нашло себе могилу в трясине.

Несломленные патриоты

В начале войны председатель колхоза «Красный бор» Иван Бируля прятал попавших в окружение красноармейцев. Предатель донес об этом фашистам. Из Старобина приехали немцы и полицаи. Они согнали в одно место всех членов колхоза и приказали выдать Бирулю. Люди молчали. Тогда немецкий офицер пригрозил расстрелять всех. Чтобы спасти их, председатель подошел к гитлеровцу и сказал: «Я Бируля!» Фашисты схватили его и отвезли Старобин, где позже расстреляли.

В первые дни войны в старобинскую группу партизан был принят 12-летний пионер Олег Вабищевич. Он успешно вел разведку, оказывая неоценимую помощь народным мстителям. Фашисты схватили паренька, когда он зашел к родителям в деревню Летенец. От него требовали показать дорогу к партизанам. Но Олег отказался. Немцы  расстреляли его вместе с родителями.

Незадолго до войны в Старобин приехал молодой техник Володя Кетурков. Он  работал на радиоузле. Когда в райцентр вошли немцы, юноша не прекратил трансляцию радиопрограмм из Москвы, чтобы местные жители могли знать правду о героических оборонительных боях Красной Армии. Кроме того, записывал сводки Совинформбюро о положении на фронтах и передавал их партизанам. И здесь нашелся предатель. Им стал бургомистр Стешиц. Немцы окружили радиоузел и схватили Кетуркова. Несколько дней длились допросы.  Но юноша упорно молчал. Ничего не добившись, фашисты казнили патриота на центральной площади  Старобина. Только после окончания войны могила мужественного патриота была найдена, и его останки перезахоронены на мемориале павших в борьбе с фашизмом.

Конец предателя

Партизаны решили отомстить за смерть радиста Володи Кетуркова. Они узнали, где в Старобине живет бургомистр Стешиц. Надели полицейские повязки и стали поджидать предателя у его дома. Стешиц появился в первом часу ночи на хорошем подпитии. К нему подошел партизан Шатный и предложил выпить еще. Ничего не подозревающий бургомистр согласился. Разлили самогон по стаканам. Еще больше захмелевший предатель стал жаловаться «полицейскому», что в лесах развелось много партизан, а в райцентре еще есть евреи и коммунисты, которых надо уничтожить. В это время к беседовавшим тихонько подошел также под видом полицейского партизан Петренко и ударил бургомистра кинжалом в грудь. Тот замолчал навсегда.

Партизанская хитрость

С первых дней оккупации стали  появляться полицейские формирования. Партизанам пришлось бороться и с ними. Вот что вспоминал о разоружении полицейских в деревнях Красное Озеро и Осово легендарный партизанский командир Василий Корж:

«Мы разработали такой план. Партизан Нордман должен был выступить в роли немецкого коменданта, несколько бойцов отряда — в роли полицейских, а я — в качестве переводчика у «коменданта». Вся группа должна была ночью войти в деревню, взять солтыса и под видом мобилизации полицейских на борьбу с партизанами обезоружить их.

Во дворе у старосты оставили сопровождавших бойцов, а сами вместе с «комендантом» вошли в дом. Приняв строгое выражение лица, я показал рукой на Нордмана и произнес:

— Господин Шульц приказывает в течение 10 минут собрать всех полицейских в школу. У него будет важное сообщение.

Когда пришли полицейские, то некоторые из них увидели знакомых среди переодетых партизан. Два изменника попытались бежать, но были тут же пристрелены. Бойцы мгновенно окружили фашистских прихвостней, разоружили их.

Выстрелы встревожили полицейских из соседней деревни Осово, и они решили узнать, что происходит в Красном Озере. Подойдя к деревне и увидев у околицы группу людей, полицейские рассыпались и залегли цепью. Однако они не могли различить, что это за люди — партизаны или немцы. Я приказал установить пулемет, а сам вместе с Нордманом пошел навстречу полицейским. Разыгрывая роль «переводчика», я громко ругался, энергично размахивал пистолетом и кричал:

— Господин комендант приказывает вам немедленно подойти к нам для совместных действий против партизан.

Отправленный на разведку полицейский-парламентер, подойдя поближе, увидел человека в немецкой форме и заорал своим:

— Это наши. Смелее идите сюда.

Восемнадцать полицейских поднялись с земли и пошли. Подпустив их на близкое расстояние, я передал парламентеру приказание, чтобы они положили оружие. Приказание было выполнено. Все полицейские побросали свое оружие и подошли к партизанам. Часовые, стоявшие у подвод, зорко следили за каждым моим знаком. Им не верилось, что такая сложная операция может иметь столь простую развязку».

Следует добавить к словам командира, что партизаны избирательно подошли к решению судеб полицейских. Те из них, кто с первых дней оккупации запятнал себя кровью местных жителей, были пущены в расход. Других отпустили домой. Позже многие из них перешли на сторону партизан.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

НА СНИМКАХ: Герой Советского Союза Василий КОРЖ; партизан Эдуард НОРДМАН, мастерски сыгравший роль немецкого коменданта; командир партизанского отряда Григорий КАРАСЕВ беседует с жительницами деревни Хоростово.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter