Школа – не банковская ячейка

Это вам не игрушки

Ребенок на перемене разбил чужой телефон. Кто должен платить? Злободневный вопрос буквально в каждой школе. А может, и в детском саду.


Бежал, толкнул, ударил, упал… Случайно смахнул с парты планшет или задел ногой рюкзак, а в нем — повезет, если просто электронная книга, а не какой-нибудь айпад. И начинаются целые расследования. Родители устраивают личные разборки, требуя возместить ущерб, наказать виновных. Подключаются учителя, завуч, директор, родительский комитет. Будут взяты объяснительные у всех, хоть как-то к этому причастных. А крайним вообще может оказаться классный руководитель. Мол, а вы где были в этот момент? Разбитый айфон — это вам не порванные штаны. Ремонт дорогой. А если на физкультуре Петя положил на стол учителю свои «умные» часы, а вспомнил в конце учебного дня, когда их уже и след простыл, кто должен отвечать? Учитель физкультуры? Он несет ответственность за жизнь и здоровье 30 учеников, а не за сохранность их гаджетов. Или вот у нас в школе очередной инцидент: ребенок оставил в гардеробе дорогой музыкальный инструмент, а кто-то из одноклассников на него сел и сломал гриф. И опять ответственных ищут, кто бы компенсировал. Родители требуют заменить вешалки на 25 — 30 индивидуальных металлических шкафчиков, установить видеонаблюдение. Не ровен час, сейф придется закупать для каждого учебного кабинета, чтобы всякие драгоценные вещицы школьников хранить.

Лет 20 назад самыми большими потерями в школе были тамагочи или тетрис. Сейчас «игрушки», с которыми приходят ученики, иногда сравнимы со среднемесячной зарплатой педагога. Казалось бы, достаточно просто не приносить в школу ценные вещи. В советское время ведь до 6-го класса не разрешали ученикам надевать украшения — и не было никаких громких дел о пропаже. Но нет! Сейчас даже в детском саду та же петрушка.

Да-да, уже в старших группах пятилетки частенько приносят планшеты, телефоны, игровые консоли и смарт-часы. Некоторые из них не доживают и до конца дня: кто-то в песочнице прикопал, на асфальт уронил, у кого-то просто исчез из шкафчика. И начинается писанина в родительских чатах: «Кто последний видел, спросите у детей, посмотрите в их карманах, рюкзаках, может, кому-то приглянулся, ребенок расстроен…» На чью-нибудь реплику «сами виноваты, что дали в сад» тут же монолог о том, что «мой ребенок достоин самого лучшего» и «научите своих детей уважать чужую собственность!». А понимает ли ребенок, как она дорога? Вот порвалась у Маши золотая цепочка — музыкальные занятия сорваны: это же не бисерная фенечка, все ищут, Маша ревет, родители требуют починить цепочку того, кто порвал. «Это же оберег из самого Иерусалима!» Все ползают, заглядывают под кровати и тумбочки, а в итоге, бывало, и в горшке находили мелкие драгоценности.

Родители, конечно, могут самоутверждаться как угодно, покупая ребенку хоть пиджак с агатовыми пуговицами, хоть бриллиантовое колье. Но стоит понимать: сад или школа — это не банковская ячейка. Их зона ответственности — воспитать и обучить, а вовсе не охранять айфоны, айпады и банковские карточки. Поломал, потерял, подарил, разбил — это проблемы кого угодно, только не воспитателя и не учителя. Любого педагога спросите — в начальных классах гаджеты только мешают учебному процессу. Вдобавок еще и сильно нервируют...

marie.by@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter