«Это райисполком? Требуется неотложка...»

Этому дому в деревне Раховец Вселюбского сельсовета Новогрудского района не страшен ураган. Деревьев, в сильный ветер грозивших рухнуть прямо на жилище, больше нет. Их наконец-то спилили в сентябре. После того как дочь проживающей здесь Евгении Янчук Галина Шапутько обратилась к председателю Новогрудского райисполкома Анатолию Кулаку.

Жителей Новогрудского района очень беспокоит «коммунальный вопрос».

Этому дому в деревне Раховец Вселюбского сельсовета Новогрудского района не страшен ураган. Деревьев, в сильный ветер грозивших рухнуть прямо на жилище, больше нет. Их наконец-то спилили в сентябре. После того как дочь проживающей здесь Евгении Янчук Галина Шапутько обратилась к председателю Новогрудского райисполкома Анатолию Кулаку.

Женщина рассказала: в этом году от упавшей огромной ветки пострадал забор. Но мама с тех пор совсем потеряла покой… Галина Францевна просила помочь спилить если не сами деревья, то хотя бы старые огромные сучья, угрожающие дому и его жильцам.

Дальше все развивалось довольно быстро. Деревья комиссия признала аварийными, и они были срезаны. Обрадованная Галина Шапутько прислала в райисполком другое письмо — на этот раз благодарственное, в котором от имени мамы, Евгении Викентьевны, узницы фашистских концлагерей, поблагодарила и председателя райисполкома, и главу Вселюбского сельисполкома Владимира Лепешкина, и работников МЧС, и электриков, избавивших родительский дом от потенциальной беды. Это письмо недавно пришло из Дзержинска, где живет Галина Францевна. Ее мама сейчас тоже там: она нуждается в постоянной заботе. Но летом семья планирует вернуться в родной Раховец.

Старые деревья, угрожающие безопасности людей и их жилью, стали настоящей бедой Новогрудского района.

— Раньше люди сажали их возле домов, на кладбищах и не думали, что когда-то те станут проблемой, — говорит заместитель начальника управления делами Новогрудского райисполкома Иван Корбаль. — Спилить дерево сегодня недешево. Те, что на территории города или сельсоветов, оплачивает бюджет.  А за те, что растут на приусадебном участке, согласно постановлению правительства, отвечает хозяин. Вот и получается: за ликвидацию старого дерева сельчанину порой полпенсии надо отдать.

При этом в районе очень много заявок. Чтобы спилить деревья, даже за деньги, создается очередь. Коммунальные службы и МЧС с таким объемом работ просто не справляются. «Вышки» ведь нужны не только для того, чтобы спиливать деревья. В особо трудных случаях, например, на кладбище, приглашают из Гродно промышленных альпинистов.

Но если судить по обращениям, поступающим в местные органы власти, самой болезненной темой для жителей Новогрудского района является «коммунальный вопрос». Людей беспокоит капремонт домов. Плоские крыши многоэтажек не выдерживают белорусской погоды и «плачут» в дождь. Потому, наверное, большинство письменных и устных обращений поступает именно от горожан.

По словам Ивана Корбаля, сельчан чаще тревожат вопросы землеустройства и землепользования. Раньше люди о документах не заботились. Записано, например, что у гражданина Иванова приусадебный участок 10 соток земли — вот и все. А теперь, чтобы дарственную оформить или наследство, не говоря уже о продаже дома, — нужны документы на землю. Возьмутся за работу землеустроители — возникают споры о границах земельных участков, иной раз перерастающие в настоящие соседские «войны»… А вот недовольства по поводу дров, обработки приусадебных участков и уборки урожая теперь стало намного меньше, таких обращений — единицы. Эта система, говорит Иван Иванович, за последние годы в районе хорошо отлажена, хозяйства помогают своим работникам и пенсионерам. А жалобы не на то, что отказываются помогать, а просто к соседу комбайн доехал раньше…

За три квартала нынешнего года в Новогрудский райисполком поступило 352 письменных обращения и 87 — устных, на личном приеме у председателя райисполкома. Руководство района проводит и выездные приемы в селах. В райисполкоме работает «горячий» телефон, который принимает сообщения, требующие неотложного вмешательства. Например, холодно зимой в квартире. Модернизируется — в прямом смысле — служба «Одно окно». К концу года здесь рассчитывают ввести в строй новый программный комплекс, который свяжет все службы района, включая сельисполкомы. И получить ту или иную справку станет намного быстрее.

В завершение нашей беседы я поинтересовалась у Ивана Корбаля, есть ли проблемы.

— К сожалению, сегодня у нас не работает статья 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, — ответил собеседник. — Согласно ей, трудоспособные дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь, содержать их. Случается же, что взрослые дети стремятся избавиться от родителей — отдают их в приют. Или сами ездят на джипах, а ремонт в доме стариков, кроме государства, сделать некому…

Конечно, для того государство и существует, чтобы защищать своих граждан, помогать им. Это земной закон. Но иногда все-таки стоит почаще вспоминать о законе другом, небесном. И о том, что существует еще нравственный долг.

Наталья СЧАСТНАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter