Накануне 80‑летия начала Великой Отечественной войны мы публикуем три истории о том, как бережно хранится память о подвиге

Это нужно живым

В Вятку из Казахстана пришло письмо, которое заставило изрядно потрудиться местных историков и экспертов. Жительница Алма‑Аты указала на ошибку в описании одной из фотографий, хранящихся в Кировском областном краеведческом музее (КОКМ).

Красноармеец с пистолетом-пулеметом системы Дегтярева — Кетиков Дуйсенгали, а не Эдуард Ульницан. ДАНИИЛ ОНОХИН

Алмаатинка Арна Смагулова обнаружила неточность в имени бойца на снимке. Фотографию она увидела на общероссийском портале музейных экспонатов «Госкаталог». Арна утверждала, что на фото военкора Даниила Онохина — ее дед Дуйсенгали Кетиков, а не тот красноармеец, имя которого значится в каталоге музейных экспонатов.

Речь идет о довольно известном снимке, где боец азиатской внешности, в меховой шапке и белом армейском полушубке, снисходительно улыбаясь, упирается стволом пистолета‑пулемета в грудь пленному немцу в летней форме одежды. Фото сделано в феврале 1942 года у станции Погостье Ленинградской области. В каталоге КОКМ имя и фамилия красноармейца иные — Эдуард Ульницан. Описание фотографии сделал когда‑то сам ее автор Даниил Онохин.

Так, 16 ноября 2015 года сайт «Военный альбом» размещает такую подпись под этим снимком: «Командир отделения 201‑й отдельной мотострелковой разведывательной роты 311‑й стрелковой дивизии сержант Эдуард Антонович Ульницан (прирожденный следопыт и охотник из‑под г. Улан‑Удэ), вооруженный пистолетом‑пулеметом системы Дегтярева (ППД), охраняет плененного в деревне Погостье немецкого солдата».

Ситуация сложилась непростая: Ульницан или Кетиков? Как определить через столько лет, кто именно попал в кадр Онохина?

В подтверждение своих слов Арна Смагулова представила точно такой же снимок, который хранится в семье со времен Великой Отечественной, а также несколько других фотографий разведчиков 201‑й отдельной разведроты 311‑й стрелковой дивизии, среди которых присутствовал тот же человек с восточными чертами лица. При этом один из снимков ранее был неизвестен, он не входил ни в одну музейную коллекцию Онохина. На обороте фотографии расплывшимися чернилами написано: «Нижний ряд справа налево: Кетиков Дуйсенгали. У нас партийная организация, не бросайте мою мать Калима и братишку Сергали, помогайте».

Кировские музейщики, надо отдать должное, оперативно провели экспертизу представленных фотографий и пришли к выводу: на всех снимках, в том числе довоенной фотографии Кетикова — одно и то же лицо. Это боец 201‑й отдельной разведывательной роты Кетиков Дуйсенгали, 1919 года рождения.

Как же получилось, что Даниил Онохин указал имя и фамилию другого человека?

— В составе 201‑й отдельной разведроты одновременно воевали оба разведчика — Кетиков и Ульницан, — говорит эксперт по истории 311‑й дивизии и творчеству Даниила Онохина, журналист Олег Четвериков. — И оба выбыли из строя в 1942 году. Эдуард Ульницан погиб 3 марта 1942 года под станцией Погостье, а Кетиков Дуйсенгали пропал без вести в декабре. Никаких подробностей об этих воинах не сохранилось, потому что все документы дивизионной разведки до сих пор находятся под грифом «секретно». По всей вероятности, за давностью лет в памяти автора фотографий обе личности разведчиков как бы слились в одну.

Впрочем, по словам Четверикова, в переписке Онохина с однополчанами, где он просит вспомнить, кто изображен на данном военном снимке, встречается и фамилия Кетиков! Сомнения в том, Ульницан ли попал в кадр, у фотографа оставались. Теперь же удалось установить подлинное имя бойца на военном снимке.

ДОСЛОВНО

Арна Смагулова, внучка Кетикова Дуйсенгали:

— У наших родственников было такое ощущение, что наш дедушка Дуйсенгали прислал нам весточку с войны. Наша родня давно хотела узнать его судьбу. Его двоюродный брат делал запросы в Москву, и ему дали ответ, чтобы не искали Дуйсенгали. Но мы продолжали искать его следы. И наткнулись на фотографию Дуйсенгали с пленным немцем. А потом нам позвонил историк из Кирова Олег Четвериков и прислал еще несколько фотографий военного фотографа Даниила Онохина, где среди разведчиков был неизвестный мужчина восточной внешности. Я разослала эти фотографии родственникам. Моя тетя сразу ответила: «Где ты взяла? Конечно он. Только замученный. Видно, война там шла». Потом почти все родственники тоже признали, что это он. Все радовались и плакали от счастья.

Виктор Девицын, Олег Четвериков

victor@rg.nnov.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter