Источник: Знамя юности
Знамя юности

Хозяйка магазина экоеды о том, почему органические продукты дороже обычных и кто их покупает

Это не про моду, а про любовь к себе

Владелице интернет-магазина органических и фермерских продуктов Надежде Соболевской сотни раз задавали вопрос «почему так дорого?». И так же часто за пять лет с момента создания проекта она слышала негативные реплики «да это все развод!».


Переубеждать скептиков Надя не собирается, оставляя каждому право на свое мнение и выбор меню. Но готова рассказать, почему органические продукты не могут стоить дешевле промышленных, кто их покупает и каких усилий стоит фермерам получить зеленый сертификат.

Идея продавать экологически чистые продукты через интер­нет-магазин пришла к Наде, когда она находилась в декретном отпуске:

– Сначала это были исключительно местные продукты, которые фермеры выращивают по органическим или близким к ним технологиям – без ГМО-семян, минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов, антибиотиков и комбикормов. Когда убедились, что таких производителей у нас немного и на их продукции невозможно сделать большой ассортимент, начали привозить органические продукты из-за границы: крупы, масла, шоколад, сухофрукты. Не всем хочется покупать только курицу или молочку, многим клиентам интереснее делать заказы, когда есть из чего выбрать.

В течение недели на сайте собирают заявки, в четверг фермерские продукты привозят в офис в Минск, в пятницу отдают покупателям:

– Каждую неделю мы бываем в хозяйствах и видим, в каких условиях содержат животных, чем их кормят, как выращивают овощи. Плюс это вопрос репутации и личной ответственности для фермеров: они знают, что среди покупателей есть люди с аллергией, многие покупают продукты детям, и если с товаром что-то не так, это сразу проявится. Бывали случаи, когда возникали подобные нюансы с новыми поставщиками, приходилось сразу прекращать сотрудничество.

В ассортименте магазина есть четкое разделение на фермерские и органические продукты:

– Первые выращивают по канонам, приближенным к ор­га­ническим, именно таких про­изводителей мы ищем. Чтобы продукт мог называться органическим, у него должен быть соответствующий сертификат, а его получение – длительная и затратная процедура. Весь переходный этап – достаточно тяжелое время для фермеров, и немногие энтузиасты хотят в принципе в это ввязываться. Своих организаций, которые занимаются сертификацией, у нас в стране пока нет, поэтому фермеры обращаются к зарубежным экспертам. Пе­реходный период занимает два года: за это время земля должна восстановиться после использования химикатов. Ее засевают растениями, которые выводят загрязнители, специальным образом производят севооборот, чтобы обогатить минералами и полезными веществами. Дважды в год инспекторы берут анали­зы, проверяют все до мелочей и выдают сертификат, только если все соответствует европейским стандартам.

По сути из местных продуктов органическими у нас признаны только овощи (картофель, морковь, свекла), зелень, ягоды, продолжает Надежда:

– Есть животноводы, у которых сертифицирована земля. На ней они выращивают органические корма, которыми кормят животных. Сертификата на мясо, молочные продукты, яйца пока ни у одного фермера в стране нет – это отдельный и еще более сложный процесс, для которого нужно проходить определенные этапы в зависимости от направления производства. Нам не хватает собственного грамотного закона об органике. Но мне кажется, что не стоит придумывать велосипед, достаточно адаптировать требования под европейские стандарты, чтобы органические продукты можно было экспортировать в Европу, где спрос на них очень хороший.

Есть ли спрос на экопродукты у нас и кто их предпочитает?

– Сверхприбыли у нас нет, но развиваться можем. А клиенты очень разные, в большинстве своем те, кто хочет заботиться о здоровье, кому не все равно, что он ест. С модой здесь нет ничего общего, это скорее отношение и любовь к себе. Чаще всего наши покупатели – люди среднего возраста, с семьей и детьми. У кого-то есть проблемы с аллергией или другие заболевания, когда от обычных продуктов сразу высыпает. Приходят бабушки и дедушки, которые раз в неделю берут только масло и творог. Одни делают заказы каждую неделю, кто-то раз в месяц или полгода. Когда мы только начинали бизнес в 2012 году, сталкивались с повальным негативом. Нам говорили: зачем вы людей обманываете?! Сейчас вижу положительную динамику, покупатели чувствуют разницу и понимают, что качественная еда не может стоить дешево.  Фермерская курица стоит дорого, потому что стоимость ее взращивания высокая. Птица растет не 40 дней, как на фабрике, а 2,5 месяца и дольше, гуляет на свежем воздухе, питается хорошими кормами, а не комбикормом, ее не пичкают медикаментами. И на качество мяса это влияет, вкус и аромат совсем другой. Отличаются молоко, творог: животные на вольном выпасе, едят траву, зимой хорошие корма. В молоко не добавляются антислеживатели и другие добавки при приготовлении продуктов. Это как техника или автомобили – у всех разные параметры, характеристики и цены в зависимости от способов производства. Точно такие же технологии изготовления есть и у фермерских, и у органических продуктов.

zubkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter