Это не мое дело

«Каждая ошибка – это опыт». Как не прогореть в сельском бизнесе?


Заниматься бизнесом на селе непросто. Мы отыскали молодых предпринимателей, которые отказались от этой затеи (или были близки к этому) и задали им четыре вопроса:


1) какой бизнес у вас был?
2) почему вы захотели от него отказаться?
3) что нужно изменить, чтобы вести свое дело в деревне стало проще?
4) что посоветуете новичкам?

Каждая ошибка – это опыт

Александру Ляховичу из Верхнедвинска 30 лет. Три года назад он, выпускник Академии управления и начальник  цеха на крупном заводе, оставил работу и занялся сельским хозяйством, заставив многих знакомых крутить пальцем у виска.

1) В деревне под Верхнедвинском остался бабушкин дом. Своими руками перестроил сарай, провел горячую воду, установил бойлер. Когда плацдарм для бизнеса был готов, купил полсотни кур, 4 коровы и двух немецких овчарок. И закипела работа! Каждое утро вставал в четыре утра и ехал доить коров, ведь летом молокосборщики забирают товар рано, чтобы не прокис. Я сдавал молоко, продавал яйца: все расходилось по знакомым, так что на рынке стоять не приходилось.

2) Со временем понял: на земле больших денег не заработаешь – прожить, конечно, хватит, а вот на что-то большее – нет. И решил сменить направление: сейчас работаю с деревом – делаю сувениры, предметы интерьера, игрушки. Свой первый бизнес закрыл: животных распродал, оставив только одну овчарку. Но если бы мне предложили пройти весь путь сначала, ничего бы не менял, ведь каждая ошибка – это опыт.

3) В последние годы открыть дело в деревне стало проще, но все равно приходится слишком много возиться с бумагами. И налоги хотелось бы поменьше. Знакомый немец рассказывал, что у них, когда годовой доход не превышает 17,5 тысячи евро, налоги платить вообще не нужно.

4) Одной идеи мало – необходим стартовый капитал. Как пишут в бизнес-литературе, чтобы раскрутить свое дело в малом или среднем сегменте, нужно три года усилий и около 50 тысяч долларов. И это правда: проверено на себе. Еще бы посоветовал новичкам не ехать в незнакомую местность. Лучше отправляйтесь туда, где есть родня или знакомые: чужаков у нас до сих пор принимают настороженно. И главное – учитесь договариваться с людьми. Ведь любой бизнес – это в первую очередь общение.

Начали все заново

38-летний Алексей Ерофеев – один из самых известных фермеров Славгородского района. В хозяйство «Бартоховское», которое он основал с братьями, даже иностранцы заглядывают – на экскурсию. Но так было не всегда: год назад Ерофеевым пришлось в корне пересмотреть бизнес.

1) Я был трактористом-комбайнером: с товарищами даже победили в районном конкурсе на лучший молодежный экипаж – до сих пор храню диплом. А потом хозяйство реорганизовали, переходить в соседнее я не захотел. И тогда мы с братьями Александром и Олегом собрались организовать свое дело. Зарегистрировали крестьянско-фермерское хозяйство «Бартоховское». Назвали его в честь деда: Бартохов – его фамилия. Для начала взяли 60 га земли в аренду на 99 лет. Построили сарай: провели поилки, систему удаления навоза, поставили мощный холодильник. Когда все было готово, купили 27 коров. Зарабатывали тем, что сдавали молоко: поначалу получалось по 17 неденоминированных миллионов в месяц, потом стало доходить и до 50.

2) Год назад закрыли это направление. Заниматься молоком не слишком выгодно, ведь закупочная цена меняется редко, а расходы на корма, транспортировку постоянно растут. И мы полностью сменили профиль – стали выращивать травы, заготавливать смеси семян для газонов. Дела идут неплохо, хотя неудачи тоже бывают: например, летом грибники бросили на наше поле бычок, начался пожар. Хорошо, что я неподалеку работал на комбайне. Пока тушил, сорвал масляный шланг: ремонт двигателя обошелся почти в три тысячи долларов. Вот что может натворить один-единственный окурок.

3) К сожалению, сегодня за каждый шаг нужно платить. К примеру, недавно два парня хотели зарегистрировать в нашем районе фермерское хозяйство и собирались взять в аренду по 45 га земли. Но оказалось, что за обмер каждому нужно отдать почти по 3000 рублей, хотя я в свое время сделал это бесплатно. В результате они отказались от задумки, а жаль. С техникой тоже есть проблемы: новичкам, у которых нет хотя бы трехлетней финансовой истории и приличной суммы на счету, не дадут трактор ни в кредит, ни в лизинг. А еще у нас до сих пор нет специального образования: вот скажите, где можно выучиться на фермера?

4) Нужен стартовый капитал – хотя бы 2–3 тысячи долларов. Лучше выбирать направления, которые приносят быструю прибыль, например, все, что связано с мясом.

Деревенский сайт может быть прибыльным

Колодищи – небольшой населенный пункт недалеко от Минска. Здесь все как и в других агрогородках: школа, поликлиника, сельсовет. Правда, помимо этого, у него еще есть собственный сайт Kolodischi.info, который не только бьет рекорды по посещаемости, но и полностью обеспечивает 29-летнего Василия Городило.

1) Все начиналось банально: хотел заработать денег и стал щелкать по интернет-баннерам, предлагавшим быстрый и легкий заработок. На одном из ресурсов учили делать сайты, и я решил пройти обучение. Так шесть лет назад появился портал моего родного агрогородка. Все держалось исключительно на энтузиазме: сам писал новости, добавлял расписание автобусов и электричек, пополнял телефонный справочник нужными сельчанам номерами. Через год появились первые рекламодатели (по этому случаю я даже открыл ИП), но денег это почти не приносило.

2) Долгое время мои усилия не окупались. Многие говорили, что пора бросать это дело, да и сам я об этом задумывался. Но потом пошел на рискованный шаг – уволился с основной работы (занимался продвижением сайтов в крупной организации) и стал раскручивать только свой проект. Последние полтора года портал – основной источник дохода. Деньги получаю за счет рекламы. Даже пришлось нанять сотрудника: сам уже не справляюсь.

3) Не вижу никаких препятствий для тех, кто хотел бы создать прибыльный сайт у себя в агрогородке или деревне. Единственный неудобный момент: в прошлом году владельцев порталов, которые работают по упрощенной системе налогообложения, лишили права размещать рекламу интернет-магазинов. Это убило многие мелкие сайты: проще отказаться от проекта совсем, чем платить большой налог.

4) Не ставьте заработок во главе угла. Делайте сайт не для себя, а для людей, размещайте максимум полезной информации.
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости