Это мы проходили Что знают студенты об экологии?

Недавно социологи провели весьма любопытное исследование о состоянии экологического образования в белорусских вузах и отношении студентов к актуальным экологическим проблемам. Откуда молодые люди получают экологическую информацию, насколько действенной считают экологическую рекламу, какие они видят пути решения экологических проблем, участвуют ли сами в улучшении экологической обстановки в городе? Ответ на эти и другие вопросы давали студенты четырех столичных вузов: Белорусского государственного университета, Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова, Белорусского государственного университета культуры и искусств и Белорусского государственного технологического университета. О результатах исследования рассказывает кандидат философских наук Ирина СИДОРЕНКО (Белорусский государственный технологический университет).

Сдал и забыл?
Экологических дисциплин в вышеперечисленных вузах достаточно много. Это и биоэтика, и охрана окружающей среды, и экологический менеджмент и многие другие. Более половины всех экодисциплин приходится на два вуза — МГЭУ имени
А.Д. Сахарова и БГТУ. Объясняется это тем, что именно в этих университетах есть экологическая специализация и соответственным образом выстроена программа обучения. Кроме того, сами вузы делают акцент на экологическом образовании.
Как сообщила Ирина Сидоренко, на вопрос «Насколько полно в вузе даются знания по охране окружающей среды?» большинство студентов всех четырех университетов (74 процента опрошенных) ответили, что такие знания они получают в полном объеме. То, что знаний недостаточно, отметили 12 процентов участников исследования, затруднились ответить 14 процентов респондентов.
«Исходя из этого, можно сделать вывод, что само экологическое образование представлено в высших учебных заведениях очень хорошо, есть много курсов, спецкурсов, но настораживает то, как студенты оценивают полученные на экологических спецкурсах и дисциплинах знания», — отмечает социолог. Так, оценивая качество усвоенных знаний, большинство респондентов из всех четырех вузов (49 процентов) считают их достаточно формальными («сдал зачет и забыл»). Вместе с тем примерно половина студентов-«экологов» (50 процентов опрошенных из МГЭУ имени А.Д. Сахарова и 49 процентов участников опроса из БГТУ) считают экологические знания жизненно необходимыми. В этом нет ничего удивительного, учитывая специфику вузов.
«Экологическое образование включает в себя также и ноосферное образование, которое представляет собой управляемую опережающую систему, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности не только нынешнего развития общества, но и программировало бы потребности будущего развития общества и науки», — пояснила Ирина Сидоренко.
Знают ли студенты, что такое ноосферное образование? 52 процента респондентов ответили положительно, остальные ответить затруднились.
На вопрос о том, получают ли студенты оперативную информацию о состоянии окружающей среды и из каких источников, более половины (в среднем по вузам 68,4 процента) ответили, что информация поступает время от времени, то есть недостаточно регулярно. Из средств массовой информации экологические знания черпают от 59 до 64 процентов опрошенных, от 44 до 51 процента респондентов получают информацию на лекциях и кураторских часах. Третий по значимости источник информации — собственные наблюдения студентов. Однако такая позиция встречается только у выбравших профессии, связанные с экологией в экологическом и техническом университетах.

Нужна ли экореклама на ТВ?
В анкете был вопрос о социальной, а точнее, экологической рекламе. «В последнее время заметно увеличилось количество таких роликов на телевидении», — отмечает Ирина Сидоренко. Чуть более половины респондентов из всех четырех вузов (около 53 процентов) высоко оценивают эффективность экологической рекламы, направленной на сохранение окружающей среды, считают ее необходимой для привлечения внимания к белорусской фауне и флоре. 41 процент опрошенных назвали экологическую рекламу интересной, однако сомневаются в ее эффективности. 6 процентов респондентов уверены, что экологическая социальная реклама не может повлиять на наше мировоззрение, и деньги на нее потрачены зря.
«С другой стороны, все же достаточно большой процент опрошенных считает, что такая реклама необходима, и вместе с тем она действительно более эффективна, так как использует внушение через механизмы идентификации. К примеру, есть реклама, в которой человеческий ребенок отождествляется с детенышем животного. Таким образом стирается граница «мы — чужие». Кроме того, реклама дает образцы поведения. Зачастую она апеллирует к нашему бессознательному», — объясняет Ирина Сидоренко.

Поздно ли спасать Землю?
Студентам также был задан вопрос об оценке экологической ситуации в Беларуси. Более половины респондентов (52,3 процента) считают, что ситуация ухудшается. Характерно то, что студенты Международного экологического университета имени А.Д. Сахарова настроены не так пессимистично — только 36 процентов опрошенных считают, что ситуация ухудшается, а 56 оценили нынешнее состояние как стабильное. 
Кроме того, у студентов спросили, какие проблемы их беспокоят больше всего? Среди предложенных вариантов были и здоровье, и будущее трудоустройство, и жилищные проблемы, и внутриполитическая и внешнеполитическая обстановка в стране. На первое место студенты поставили будущее трудоустройство, на  втором — жилищная проблема. Экологическая проблематика занимает третье место.
Был также вопрос о том, какие конкретно факторы наиболее экологически дискомфортны для живущих в Минске. Первую позицию заняло качество питьевой воды, в немного меньшей степени студентов волнует загрязнение продуктов питания (радиационное и химическое), на третьем месте — загрязнение атмосферного воздуха, пыль и шум. Беспокоит студентов и санитарное состояние города, подъездов, домов.
Одно дело — получать экологическую информацию, другое — применять знания на практике. С чем студенты связывают надежды на улучшение экологической ситуации? 38 процентов надеются на увеличение роли экологического образования и воспитания, еще 38 процентов возлагают надежды на активное участие всех жителей страны в решении экологических проблем. 16 процентов респондентов уверены, что экологическую ситуацию исправит повышение ответственности и ужесточение наказаний за нарушения, вплоть до смертной казни (столь категорично настроены 7 процентов студентов). «На основании этого исследования можно отметить, что студенты осознали, что только от них самих зависит сохранение жизни на нашей планете», — делает вывод социолог.

Как выбраться из ямы?
Как решить проблему экологического кризиса? Примерно четверть опрошенных уверены, что это возможно только путем технического и технологического решения проблемы. 57 процентов считают, что необходимо изменить мировоззрение через совершенствование экообразования и воспитания. 17 процентов пессимистично настроенных высказали мнение, что решать что-то уже поздно — времени у человечества не осталось.
Участвуют ли лично студенты в улучшении экологической обстановки в городе? Здесь ситуация не самая обнадеживающая. Чуть больше половины респондентов всех четырех столичных вузов (51 процент) время от времени принимают участие в такой работе, только 1,7 процента опрошенных участвуют в экологических акциях активно, 47 процентов вообще не прикладывают усилий для улучшения экологической ситуации.
Как видим, студенты обеспокоены экологической ситуацией и уверены в необходимости развития экологического образования и воспитания. Поэтому их нужно активнее вовлекать в работу по улучшению экологической обстановки в городе. К тому же, как показал опрос, они сами в этом заинтересованы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter