Это мы не проходили

Многие белорусские ИП продолжают работать с нарушениями

Многие ИП продолжают работать с нарушениями

«Не успела наклеить», «Я здесь не работаю», «Попросили посмотреть, пока хозяин уехал»… Такие ответы чаще всего доводится слышать специалистам мониторинговых групп торговой инспекции, когда они отправляются на вещевые рынки посмотреть, как предприниматели — плательщики единого налога работают в переходный период накануне вступления в силу техрегламентов Таможенного союза. Срок истекает 1 июля, а большинство предпринимателей, торгующих одеждой и обувью, продолжают работать по-старому. В этом убедилась корреспондент «Р», прогулявшись с контролерами по рынку «Аквабел» и по торговым рядам второго этажа гипермаркета «Bigzz» в микрорайоне Зеленый Луг.

Сведущим контролером-ревизором управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции по Минской области Татьяной Бирило и ее коллегой Андреем Павичем мы встречаемся на верхнем уровне гипермаркета. Понятно, что об их приходе сразу становится известно, и за представителями Минторга сразу же образовывается «хвостик» из ипэшников, которые пусть от греха подальше и закрыли свои павильоны, но с интересом наблюдают за действиями проверяющих.

«Мы с мониторингом», — сразу же предупреждает Андрей Михайлович продавца, заходя в один из павильонов. Закончив формальности, специалисты начинают изучать информацию на наклеенных ценниках. И констатируют: все плохо. Не на всех бирках есть сведения о товаре на одном из государственных языков, где-то не указаны страна-изготовитель, импортер, состав, цена. Зато внизу мелкими буквами прописано, что товар этого ИП не сертифицирован и по желанию покупателя вещь могут обменять или вернут деньги. Графа даты покупки и место подписи продавца пока не заполнены. К слову, подобные стикеры только что из типографии мы увидели и в других павильонах второго этажа. Многих из них шариковая ручка даже не касалась. Хотя, казалось бы, что тут сложного: нужное подчеркнуть, проставить пару цифр. Объяснения ИП лаконичны: пришла новая партия, не было времени.

«Что ж, пожалуй, полторы недели вам на исправление недочетов хватит», — контролеры вручают предпринимателю рекомендацию устранить недостатки и письменно отчитаться о проделанной работе. Чтобы ИП не «потерялись» в Интернете, выискивая, что же от них требуется, на обратной стороне бумаги размещена подробная памятка с перечислением правил торговли.

«А точно штраф не выпишете?» — то и дело переспрашивает брюнетка-предпринимательница, все еще не веря, что карать ее рублем никто не будет.

«Если бы наказывали, тогда бы вы ответственнее подходили к делу», — замечает Андрей Павич. На что частница Елена эмоционально возражает: «У меня хороший турецкий товар, посмотрите на джинсы. Кто разбирается, и так поймет. А бабушки не придут к нам покупать — слишком дорого для них». Комфортный вариант для покупателя, когда тому не нужно ждать внимания продавца, чтобы узнать, есть ли его размер и сколько стоит вещь, по умолчанию даже не рассматривается…

Несмотря на возмущение, Елена говорит, что подумывает о сертификации товара. Но тут же вспоминает, что до лета еще далеко, а значит, загадывать наперед все же не стоит. «Это же, наверное, весьма затратно, — рассуждает она. — Придется сузить ассортимент. Но, в любом случае, хуже будет только покупателю».

Так считают и другие предприниматели. С порога некоторые заявляют, что с начала лета будут закрываться. Мол, документов в местах закупок в России не дают, а делать их самим — накладно. Да еще и аренда подорожала. «За павильон заплати Br 15 млн., на налоги — Br 2,4 млн. На сертификаты отдай неизвестно сколько», — возмущается пожилой предприниматель и тут же уточняет: а ехать за сертификатом куда надо?

Похоже, газеты здешним работникам читать некогда, в Интернете посмотреть — тоже. «Вчера и сегодня ничего не продала, в выходные — только немного, — вспоминает ИП Марина С. — В декабре товар шел хорошо, в январе заработала 3—4 млн., в феврале вышла в ноль, даже за квартиру не заплатила. Остатки у меня колоссальные, вот повесила на распродажу несколько прошлогодних вещей. Наверное, скоро закроюсь и пойду работать по специальности — инженером. Слышала, что им по 7 миллионов платят».

На открытом рынке возле гипермаркета ситуация хуже. «Сюда надо было не с мониторингом идти, а сразу с проверкой», — говорит начальник отдела торговой инспекции по Минску Наталья Василевская после разговора с продавцом в первом торговом объекте. По бумагам значится он как киоск, несмотря на то, что обслуживание осуществляется отнюдь не через окошко. О вывесках в этой части рынка, похоже, и вовсе не слышали. Но даже там, где они есть, развернули торговлю совсем другие ИП. Многие из них работают по договорам субаренды, которых у них на руках даже не оказалось. Не нашлось и ассортиментного перечня, а тот, что был, не соответствовал действительности либо распространялся на другой объект. Согласно документам некоторые «киоски» должны торговать канцтоварами, парфюмерией, бытовой химией, но никак не куртками, брюками и майками.

«У вас сертифицирован товар? Есть какие-нибудь документы на него?» — интересуемся у продавца-азербайджанца. Тот начинает растерянно рыться в кипе бумаг и ничего не находит. О совместном постановлении Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта, согласно которому до начала июля ИП — плательщики единого налога могут работать по упрощенной схеме подтверждения соответствия товаров требованиям техрегламента, торговец даже не знает. Не владеет информацией и о других своих обязанностях. Например, о том, как нужно оформлять ценники.

В следующем павильоне с бельем также свое представление о правильной работе. Там считают, что вывеска с сообщением о несертифицированном товаре — это лишнее. «Если спросят — скажем, а раз берут — значит, все устраивает», — говорят продавцы.

Впрочем, ИП уверены, что в сложившейся ситуации не только их вина. «Две недели назад я позвонила одному из производителей и попросила выслать прайс. Но до сих пор его нет. Вот и езжу в Россию. Пусть делают оптовые склады, мы посмотрим, где лучше будет», — делится трудностями Валентина. По ее мнению, лучше закрыться, чем везти товар в лабораторию. «Во-первых, у меня не такие большие партии. Во-вторых, понятия не имею, как делать сертификацию и сколько это стоит. Да и что будет, если товар не пройдет испытания?» — задает она вопрос.

За время мониторинга нам довелось увидеть и спортивные костюмы фирмы «Columbia» за миллион, и кофточки 2004 года выпуска, которые не берут спустя десять лет даже за «символические» 100 тыс. Встречавшие нас в павильонах продавцы вдруг оказывались «самыми близкими родственниками отъехавших хозяев», сторожами и случайными покупателями, у которых «нет вообще никаких документов». Они же пытались объяснить свою систему условных обозначений на ярлыках. Если подчеркнут полиэстер — значит, его в составе 100 %, если хлопок и полиэстер — то 50 на 50. Буквально за полдня работы группа Натальи Василевской оставила 14 рекомендаций с требованием устранить нарушения практически всех правил торговли и закона о защите прав потребителей, привести сведения о товаре в порядок согласно июньскому постановлению четырех ведомств. И это при том, что специалисты прошли лишь два ряда на рынке. Впрочем, разве каждого проверишь? Ведь то, как обстоят дела в павильонах по соседству, зависит от совести самих ипэшников. А она, показывает практика, до прихода ревизоров обычно спит. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter